Производители не смогут мухлевать с весом продуктов
Новые правила фасовки вводятся на продовольственные товары первой необходимости, соответствующие ГОСТу. Теперь их вес должен быть фиксированным — 500, 1000, 2000 граммов и т. д. Соответствующие корректировки были внесены в государственные стандарты по инициативе Генпрокуратуры. Однако эксперты считают, что это не решит проблемы обмана покупателей, потому что большинство продуктов на полках магазинов изготовлены не по ГОСТу, а по ТУ (техническим условиям).
Строго по весу
Нередко на полках магазинов встречается товар с «недовесом» — 480 миллилитров молока или 950 граммов сахарного песка. Это обычная уловка производителей: чтобы не повышать цену продукта — уменьшают его количество. Однако встречаются и такие, что и вес уменьшают, и ценник увеличивают. Подобными манипуляциями, которые вводят в заблуждение потребителей, озаботилась Генеральная прокуратура.
По ее инициативе внесены необходимые корректировки в «ГОСТ 8.579-2019. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к количеству фасованных товаров при их производстве, фасовании, продаже и импорте». На практике это означает, что теперь производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и других продовольственных товаров первой необходимости, выпускающихся в соответствии с ГОСТом, должны использовать фиксированные значения количества товара. Например, по новым правилам гречневая крупа подлежит фасовке по 500, 1000, 2000 граммов, молоко — 200, 250, 500, 1000, 2000 миллилитров, указано на сайте Генпрокуратуры.
Чтобы новые правила фасовки социально значимых продовольственных товаров соблюдались, органы прокуратуры будут вести мониторинг торговых сетей.
«Минпромторг России и Минсельхоз России ориентированы на необходимость оказания содействия по внедрению на практике соответствующих требований с соблюдением баланса интересов всех участников торговых правоотношений», — сообщает ведомство.
Расчет на ГОСТ не оправдался
Председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ отметил, что задача поставлена правильная, но это еще не решение вопроса.
«Дело в том, что стандарты носят рекомендательный характер. Нет закона, который бы обязывал производителя выпускать продукцию в соответствии с ГОСТом. На полках магазинов большинство товаров изготовлено, к сожалению, по ТУ, которые вообще не являются публичным документом. Мы добивались того, чтобы можно было зайти на сайт производителя и посмотреть, сколько в продукте того, другого, третьего, кроме того, что они обязаны в маркировке указать. Но это недоступно», — пояснил Шелищ.
Он отметил, что расчет на то, что маркировка ГОСТ на упаковке товара привлечет покупателя и даст конкурентное преимущество производителю, не оправдалась.
«Лет 10 назад в рамках Общественного совета Росстандарта мы изучали этот вопрос. На словах потребители поддерживают, говорят, что хотят ГОСТовскую продукцию, а на самом деле на это не смотрят, большинство выбирают тот товар на полке магазина, что дешевле. Соответственно, и у производителей нет желания выпускать продукцию по гостандарту, пока не запретили ТУ», — рассказал председатель Союза потребителей.
По мнению эксперта, для решения проблемы нужно добиваться того, чтобы в Технический регламент Таможенного союза на маркировку пищевой продукции было введено требование указывать фиксированный вес продукта в упаковке. А чтобы не морочить людям голову, на ценниках в магазинах указывать двойную цену — общую и единицы веса или объема.
«И тогда потребителю не надо мучиться, что-то высчитывать, когда он хочет купить дешевле. Но Минпромторг не поддержал наше предложение, идя, я считаю, на поводу у торговых сетей. В Санкт-Петербурге, где я живу, был магазин «Призма», он, правда, закрылся, но там на всех ценниках было две стоимости. И было сразу понятно, что выгоднее купить, если нет других критериев предпочтения. Но торговля не дает это сделать, упорствует, потому что это скрытое повышение цен — когда на ценниках все то же самое, а продукта меньше. Из-за чего Генпрокуратура и возбудилась», — заключил Шелищ.