Вернется ли на полки по-настоящему «честный литр»?
Производителям социально значимых продуктов предписали не менять произвольно объемы упаковки, если они хотят соответствовать ГОСТу. Генпрокуратура России внесла туда соответствующее требование. Изменение веса и объема упаковки при сохранении прежней стоимости, по мнению ведомства, вводит потребителей в заблуждение. Многие, наверное, замечали, что продукты уже довольно давно стали продавать в упаковке меньшего размера за ту же цену, что раньше. А иногда и дороже. Тут и 95 пакетиков чая вместо 100, 0,45 газировки, легендарный девяток яиц и так далее. Теперь производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, черного чая и других товаров первой необходимости должны использовать фиксированные значения, если хотят соответствовать ГОСТу. То есть по новым правилам гречневая крупа подлежит фасовке по полкило, килограмму и 2 килограмма, молоко — 200, 250, 500 миллилитров, литр или 2 литра. При этом ГОСТ не является обязательным стандартом. Есть и другие нормы качества, при соблюдении которых товар может попасть на прилавки. Комментирует главный редактор журнала «Сырье и упаковка» Светлана Галкина:
Светлана Галкина главный редактор журнала «Сырье и упаковка» «Дано определенное количество времени на то, чтобы израсходовать упаковку. Это нововведение действует не с завтрашнего дня. Будет переходный период, чтобы израсходовать уже заказанную упаковку. Изготовить отдельно новую пресс-форму для упаковки, новую конфигурацию — это определенные затраты. Это одномоментный расход, но достаточно весомый. Это не удар по бизнесу. Когда начались экономические сложности, производители перешли влегкую с литровой упаковки молока на упаковку объемом 900 миллилитров».
Есть даже термин «шринкфляция». Он происходит от английского to shrink — «уменьшать». Это когда в привычную литровую бутылку молока, например, наливают 900 миллилитров и создают иллюзию того, что цена не поменялась. Проблема не только российская. После пандемии во многих странах инфляция увеличилась, подтянув за собой шринкфляцию. Например, власти Франции не так давно начали борьбу с этим явлением. Одна из крупнейших торговых сетей Франции Carrefour стала помечать продукцию, затронутую шринкфляцией. Где-то действуют законы, предписывающие указывать цену за единицу измерения — например, килограмм — вне зависимости от того, в упаковку какого размера товар расфасован. Некоторые российские магазины тоже указывают на ценниках цену за литр или килограмм. Это удобно и позволяет покупателю увидеть реальную стоимость, минуя маркетинговые уловки. Но пока это делается в добровольном порядке. Комментирует юрист по защите прав потребителей Мария Свиридова:
Мария Свиридова юрист по защите прав потребителей «Теоретически это было бы логичнее, чтобы обязательно на сыпучем товаре была указана именно маркировка за килограмм, которая бы позволяла ориентироваться покупателю и дополнительно обращать внимание на вес в упаковке. Потому что в основной массе товары социального назначения по более низкой цене приобретают социально незащищенные группы населения. Для них эти 100 граммов и 10 рублей могут быть существенными».
Россияне столкнулись со шринкфляцией после кризиса 2008 года, говорится в исследовании Института маркетинговых исследований GfK. Обороты она начала набирать в 2012 году. Если тогда около 30% покупателей замечали подвох, то к 2018 году — почти половина. Сейчас об этом, наверное, знают все, кто хоть иногда ходит в магазин.