Эксперты прогнозируют ухудшение экспорта российской органической продукции
Вопросы расширения производства органической продукции в России обсудили производители органики и представители ритейла на международной выставке «ЭкоГородЭкспо-2023» в Москве. По данным, предоставленным исполнительным директором Национального органического союза Надеждой Степкиной, с которыми ознакомилась sfera.fm, сейчас в России действует уже 16 органов по сертификации в 12 регионах. В отрасли отмечают, что это большой скачок для отрасли, ведь несколько лет назад в России работало лишь 1-2 органа по сертификации. На 2023 год в реестре производителей российской органики числится 165 производителей, регионы-лидеры — Ярославская область, Воронежская область, Краснодарский край, Московская область, Республика Мордовия, в целом порядка 50 регионов РФ уже производят органические продукты. При этом в 2022 году рост органического рынка замедлился, и перед органиками встает серьезная задача популяризировать и развивать сектор. О сложной трансформации рынка органики рассказал и председатель Правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов: «Рынок органики в нынешнем устоявшемся состоянии будет существовать в горизонте 10 лет. С точки зрения экспорта ситуация для нас будет ухудшаться. Развитие же сектора в темпе 40 новых производителей в год очень слабое. Если мы не изменим ситуацию, количество в 2-3 тысячи производителей органики появится в России только через несколько поколений, мы не доживем». Сергей Коршунов отметил и сложности со сбытом органической продукции, а также со слабой просветительской работой: «Сейчас и продавец, и покупатель чаще не знают, что такое органика. Основная задача сейчас для всех участников рынка — расширение нашего сегмента покупателей, надо прилагать к этому усилия». Органические производители часто сталкиваются с трудностями и в ходе реализации органической продукции. Как рассказал председатель СППСК «Союз органических фермеров Кубани» Сергей Воданюк, сейчас в онлайн-торговле наценка составляет 80-100 процентов (онлайн-магазины работают на пороге рентабельности). «Кроме того, онлайн-формат продажи сегодня не очень эффективен для органики. Это был один из основных каналов популяризации органики. Сегодня это один из основных каналов сбыта гринвошинга, фермерской продукции, эко био продукции», — отметил Сергей Воданюк. По его мнению, в перспективе будут развиваться сетевые продажи органики, а онлайн-продажи будут испытывать трудности. На эффективность продаж, а также на уровень доверия потребителей к органической продукции влияет и упаковка, считает предприниматель Константин Шарец (семейная компания выращивает голубику в девственных лесах Беларуси и Рязани): «Мы не тратимся на упаковку — наоборот, она помогает нам продавать товар». Компания перешла на экоупаковку из деревянного шпона, с подложкой из пергамента — и стала получать позитивную обратную связь и от покупателей, и от торговых сетей. Евгений и Олеся Ермолины, создатели первого и единственного в России сертифицированного магазина органических продуктов «Рожь да Лён» Евгений и Олеся Ермолины, тоже отметили важность привлекательности упаковки для привлечения потребителя, а также подтвердили эффективность офлайн-продаж: «Только офлайн-магазины просвещают и рассказывают, что такое органика». Ранее sfera.fm сообщала, что российскую органическую продукцию впервые признали на иностранном рынке. Страной, которая признала российский сертификат органической продукции, стал Каир. Арсений Протасов, sfera.fm