Эксперты прогнозируют ухудшение экспорта российской органической продукции

Вопросы расширения производства органической продукции в России обсудили производители органики и представители ритейла на международной выставке «ЭкоГородЭкспо-2023» в Москве. По данным, предоставленным исполнительным директором Национального органического союза Надеждой Степкиной, с которыми ознакомилась sfera.fm, сейчас в России действует уже 16 органов по сертификации в 12 регионах. В отрасли отмечают, что это большой скачок для отрасли, ведь несколько лет назад в России работало лишь 1-2 органа по сертификации. На 2023 год в реестре производителей российской органики числится 165 производителей, регионы-лидеры — Ярославская область, Воронежская область, Краснодарский край, Московская область, Республика Мордовия, в целом порядка 50 регионов РФ уже производят органические продукты. При этом в 2022 году рост органического рынка замедлился, и перед органиками встает серьезная задача популяризировать и развивать сектор. О сложной трансформации рынка органики рассказал и председатель Правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов: «Рынок органики в нынешнем устоявшемся состоянии будет существовать в горизонте 10 лет. С точки зрения экспорта ситуация для нас будет ухудшаться. Развитие же сектора в темпе 40 новых производителей в год очень слабое. Если мы не изменим ситуацию, количество в 2-3 тысячи производителей органики появится в России только через несколько поколений, мы не доживем». Сергей Коршунов отметил и сложности со сбытом органической продукции, а также со слабой просветительской работой: «Сейчас и продавец, и покупатель чаще не знают, что такое органика. Основная задача сейчас для всех участников рынка — расширение нашего сегмента покупателей, надо прилагать к этому усилия». Органические производители часто сталкиваются с трудностями и в ходе реализации органической продукции. Как рассказал председатель СППСК «Союз органических фермеров Кубани» Сергей Воданюк, сейчас в онлайн-торговле наценка составляет 80-100 процентов (онлайн-магазины работают на пороге рентабельности). «Кроме того, онлайн-формат продажи сегодня не очень эффективен для органики. Это был один из основных каналов популяризации органики. Сегодня это один из основных каналов сбыта гринвошинга, фермерской продукции, эко био продукции», — отметил Сергей Воданюк. По его мнению, в перспективе будут развиваться сетевые продажи органики, а онлайн-продажи будут испытывать трудности. На эффективность продаж, а также на уровень доверия потребителей к органической продукции влияет и упаковка, считает предприниматель Константин Шарец (семейная компания выращивает голубику в девственных лесах Беларуси и Рязани): «Мы не тратимся на упаковку — наоборот, она помогает нам продавать товар». Компания перешла на экоупаковку из деревянного шпона, с подложкой из пергамента — и стала получать позитивную обратную связь и от покупателей, и от торговых сетей. Евгений и Олеся Ермолины, создатели первого и единственного в России сертифицированного магазина органических продуктов «Рожь да Лён» Евгений и Олеся Ермолины, тоже отметили важность привлекательности упаковки для привлечения потребителя, а также подтвердили эффективность офлайн-продаж: «Только офлайн-магазины просвещают и рассказывают, что такое органика». Ранее sfera.fm сообщала, что российскую органическую продукцию впервые признали на иностранном рынке. Страной, которая признала российский сертификат органической продукции, стал Каир. Арсений Протасов, sfera.fm

Эксперты прогнозируют ухудшение экспорта российской органической продукции
© Sfera.fm