Петербургский вестник: церемония награждения Where To Eat, новый сет в Bourgeois Bohemians и десятилетие Four Seasons Lion Palace

На прошлой неделе гастрономический фокус переместился в Санкт-Петербург. 14 ноября прошла XI церемония награждения лучших ресторанов Петербурга Where To Eat, 15 ноября отпраздновал десятилетие знаменитый «Дом со львами» — отель Four Seasons Lion Palace, в Петербург с визитом из солнечного Дубая прилетел Дмитрий Блинов, а Bourgeois Bohemians удивил всех своим сетом Bo Bo Signature XI.

Петербургский вестник: церемония награждения Where To Eat, новый сет в Bourgeois Bohemians и десятилетие Four Seasons Lion Palace
© BFM.RU

По традиции я остановилась в отеле «Астория»: вид на Исаакиевский собор, легкий снежок пушинками и ожидание Нового года. Два дня я без зазрения совести ела в два часа ночи местный оливье в лобби-баре «Ротонда», а на завтраках на оливье щедро клала красную икру. Завтраки в «Астории» расширили по ассортименту, добавили света в хрустальных люстрах, а гостей, в том числе иностранцев, стало так же много, как и в прежние времена.

Прямо за моей спиной оказался Константин Эрнст с женой, надо бы проверить, есть ли его табличка в галерее знаменитостей около лифтов. Кстати, 10 декабря в залах «Астории» пройдет винтажный рождественский базар, и это чудесный повод закупить новогодние подарки близким и себе: от дореволюционных открыток и столового серебра до уютного современного праздничного текстиля. Делать новогодние покупки под сенью императорских портретов — очень красиво. Я была в прошлом году, и бордовая бархатная подушка с новогодним конем весь год напоминала мне, как прекрасен Петербург.

14 ноября в «Астории» прошла XI церемония Where To Eat Петербург: феерично, весело и четко по таймингу. Как и в Москве, было много неожиданных поворотов и справедливо достойных мест.

Безумно рада за Артема и Алексея Гребенщиковых (Bourgeois Bohemians), ребята невероятно выросли. Будете в Петербурге, обязательно сходите на их XI сет, о котором я скажу чуть ниже. В этом году братья Гребенщиковы подхватили знамя первых у братьев Березуцких, и я с нетерпением жду раскладов на всероссийской премии Where To Eat в апреле 2024-го.

Банда Duoband все так же лучшая банда, а непьющий седьмой месяц Дмитрий Блинов провел свой традиционный стендап так же ярко, как и в прошлые годы. Кстати, некоторые из дуобендовцов выходили на сцену с водой. Устроит ли Блинов «ЗОЖ Марафон», тем более место теперь свободно, вы узнаете в декабре: я встретилась с бандой и разузнала их секреты теперь уже почти корпоративной культуры.

Топ-10 Where To Eat 2023:

1. Bourgeois Bohemians — шесть лет братья Гребенщиковы шли к первому месту и наконец «пробили» потолок «вечного второго места».

2. Frantsuza Bistrot от Duoband — лучший французский ресторан Петербурга поднялся в этом году на одну ступеньку вверх.

3. Birch в этом году ожидаемо «сполз», потому что нельзя столько лет гонять один и тот же сет, хоть и с фейс-лифтингом. Разведка донесла, что Арслан Бердиев уже сделал долгожданный новый сет, повторилось только одно блюдо. Я, пользуясь случаем, рекомендую заглянуть, почти все петербургские рестораны работают только через сарафанное радио.

4. Harvest от Duoband стабильно держится в десятке. Так же, как и в прошлом году, стоит на четвертом месте.

5. Mr. Bo — один из лучших паназиатских ресторанов Петербурга.

6. Ресторан «Сад» представил нового шефа, Анну Рязанскую, которая несколько лет была су-шефом легендарной Карме Рускайеды в трехзвездочном ресторане Sant Pau недалеко от Барселоны. Если Анна сможет удержаться, то у «Сада» есть все шансы удивить гостей в рейтинге следующего года.

7. Futurist спустя всего шесть месяцев после открытия попал в первую десятку и сразу на седьмое место. Это первый собственный ресторан шефа Алексея Алексеева, и он, несмотря на свой брутальный вид, очень переживал. На сцену Алексей вышел со своим операционным директором Антоном Нечипоренко, который когда-то открывал обновленные Cococo, но за премией тогда поднималась только Матильда Шнурова. Ресторан — это командная история, здорово, когда праздник получается и для команды тоже. Даже для тех, кто в момент церемонии работает на кухне и в зале: «Ребята, открывайте игристое!» — фраза, которая звучала из уст почти всех участников десятки на сцене.

8. Veter — первый совместный петербургский проект ресторатора Антона Пинского и шефа Владимира Чистякова на всех парусах ворвался в десятку, хотя премия «Собака» накануне дала им только премию «Лучший зеленый салат».

9. II Lago dei Cigni в этом году отмечает свое десятилетие. В начале церемонии этот легендарный ресторан поздравили с юбилеем отдельно.

10. Meal — в этом году сполз с шестого места, но в десятке удержался.

«Шеф-повар года» — Иван Фролухин, человек-машина на кухнях Frantsuza Bistrot и Harvest. «Выбор СМИ», причем второй год подряд, — Frantsuza Bistrot. «Лучший сомелье» — Дмитрий Кизеев из Probka Family. Лучшим баром Петербурга впервые стал бар «Полторы комнаты», тут лучшая Bloody Mary. «Официант года» — Игорь Соколов из ресторана Percorso.

Probka на Добролюбова, Osteria Betulla, Sea Signora и Recolte в этом году покинули первую десятку. В гастрономических рейтингах, как и в Олимпиаде, золотые медали приходится зарабатывать каждый раз: после двойных тулупов хочется каскад с четверным тулупом, а затем четверной в каскаде с двойным тулупом… Хотя в сердцах гостей у этих ресторанов есть свое место.

В Петербурге шефы и команды умеют дружить, искренне радуются друг за друга, признают профессионализм друг друга не только со сцены, но и поздравляют победителей в их ресторанах. Ребята из Tartar Bar в тот же день по-соседски зашли с шампанским в соседний Bourgeois Bohemians, а на следующий день в Во Во, как его нежно называют в Петербурге, отправилась и я.

Зачем идти на сет Signature XI в Bourgeois Bohemians

Я давно слежу за братьями Гребенщиковыми и была почти на всех их сетах. Bo Bo Signature XI — вершина шести лет работы, в нем много творчества, умения, техники, вкуса, красоты и стремления. Стоит он 5,9 тысячи рублей, так что смело можете прибавлять сюда стоимость обычного билета на «Сапсан» туда-обратно — и получится стандартная цена московского сета.

Сет состоит из десяти подач. Начинают с двух стартеров. Тарталетка в обсыпке из сушеного любистка, под ней шпинатное тесто с креветкой и маринованным сельдереем. И корнет из рисового теста с копченым угрем, маринованной свеклой и малиновым гелем.

Дальше подсоленный якутский муксун со свекольной ботвой, замаринованной с черносмородиновым листом. Затем морской гребешок, мне тут, правда, очень сильно фонила облепиха, но гребешок, как всегда, лучший в двух столицах. Устричный лист, морской виноград, креветочное масло и соль из гребешка добавляют гребешку звездочки.

Следующий курс — татарская вяленая утка на карпаччо из инжира с белыми грибами, соусом из грибов и ванили. Блюдо украшает ароматное утиное перо из грибной муки. После каждого блюда в сете я закрывала глаза, потому что это было так прекрасно, что хотелось эти ощущения погонять не только во рту, но и голове. Впервые у Артема и Алексея Гребенщиковых помимо визуального и вкусового эффекта я увидела тот самый глубокий смысловой слой. Сделать гастрономичное перо в столице, где творили Пушкин, Ахматова, весь Золотой и Серебряный век — не это ли высокая сила искусства?

В завершение основных курсов предесерт — свежие ягоды красной смородины, сорбет из смородины и ревеня дополняется маринованными ревенем, яблоками, лимонной вербеной, малиновым гелем и подаются на ванильной панакоте с кафрским лаймом. Десерт украшает ажурный малиновый чипс, и, похоже, Дмитрий Блинов запустил флешмоб: теперь с этим чипсом «на носу, на глазу» фотографируется вся шефская тусовка в знак признания успеха братьев Гребенщиковых.

На создание основного десерта Алексея Гребенщикова вдохновила поездка на Алтай. Медовый десерт с солеными оливками дополняется трюфельным мороженым. А под вафельной медовой сеткой трудолюбиво заполнены разными цветами соты-домики. Десерт подается в круглом шаре-«Вселенной», метафора не только прекрасна, но и вкусна. Сервис в Во Во как всегда безупречен, притом не важно, на месте братья, улетели ли на гастроли или преподавать.

Заканчивается сет набором конфет: шу с ганашем из белых грибов и фундуком и конфета из темного шоколада с вишней и пряностями. К сету можно дополнительно заказать винное сопровождение от сомелье Валерия Цирдавы. В Во Во всегда интересные этикетки и пейринги, а Валерия будем ждать через пару лет в номинациях «Лучший сомелье».

Десятилетие отеля Four Seasons Lion Palace St. Petersburg

15 ноября роскошно отметил свое первое десятилетие Four Seasons Lion Palace. Пятизвездочная роскошь и пятизвездочные эмоции. 900 бутылок шампанского Brimoncourt Brut и Drappier Brut, 400 гостей, невероятный 80-килограммовый торт и бюджет, который по оценкам экспертов составил от 40 млн до 100 млн рублей. В XXI веке мы увидели роскошь балов трех предыдущих веков. Два этажа отеля и все его рестораны стали декорациями.

Литературный салон Серебряного века, атмосферная гадалка на таро, актеры — герои прошлых эпох, балет, Дмитрий Маликов (сначала за роялем, потом пел), секретные бары, перформансы со светом и звуком, японский театр Куто. Актеры на speed-dating-представлении играли настолько убедительно в своих аутентичных костюмах, что я поверила в переселение душ: сначала я встретила очаровательного Карла Фаберже и узнала, что он за всю жизнь сделал всего лишь 71 яйцо, а не 10 тысяч, как я думала.

Комиссаржевская — отличная актриса, Юсупов по нынешним временам звучит декабристом, а благодаря актерам, показавших мне фамилии первых владельцев дворца жестами, я, наконец, запомнила имена семейной пары Клеопатры Ильиничны и Александра Яковлевича Лобановых-Ростовских. Узнать, которой из была императрица в роскошном парике и наряде, я не успела: прозвенел звонок, и ко мне пришла Анна Павлова. По гастрономической части все ломилось от роскоши и юмора. Икра всех видов и самые щедрые крабовые фаланги на гигантских ледяных статуях, утонченная паназия Sintoho, знаменитые коктейли Xander, вкуснейшая итальянская еда Percorso, включая фирменную пасту в головке сыра с трюфелем. Дискотека с развеселым диджеем и герой этого вечера — ковер в баре Xander, который стойко выдержал все эти безумные танцы.

Встретила множество знакомых лиц двух столиц, а на улице — вереницу современных черных карет в три ряда. Летом прошлого года я жила в Four Seasons. А в этот раз я окончательно убедилась: Петербургу очень идет роскошь.