Войти в почту

Как «Единая Россия» поддержала рост цен на продукты

Вначале осени мыписали отом, как депутат ГДотЛДПР Борис Чернышов, подсчитав упаковки сосниженным весом вмосковских магазинах, разработал программу «Честные цены». Еще Чернышов написал письмо вминистерство промышленности иторговли, предложил обязать торговые сети указывать «стоимость фасованных товаров врасчёте напризнанные меры веса иобъёма». Тоесть рядом сужатой упаковкой указывать, сколько стоит килограмм/литр продукции. Например, молоко 970 граммов— 95 рублей, молоко литр— теже 95 (вот удивление). Чиновники министерства, заботясь исключительно онароде, ответили депутату, что «выкладка товаров иподготовка ценников вырастут вцене, аторговые сети будут перекладывать возникшие издержки напотребителей». Тоесть уменьшенные упаковки небьют нас покарману, адополненные ценники нас окончательно разорят.

Как «Единая Россия» поддержала рост цен на продукты
© Свободные новости

Наши чиновники, когда имнужно, ссылаются наопыт «недружественных стран». Например, когда речь заходит озаконе обиностранных агентах, все, начиная спрезидента, говорят: посмотрите натакойже закон вСША, онвсто раз жестче, насамом деле— нет. Новмассе других случаев зарубежный опыт нам представляется вредным. Вот ввопросе даунсайзинга ишринкфляции нам ихопыт никчему.

Намеренное уменьшение веса товара называется даунсайзинг, ато, что его цена при уменьшении объема остается неизменной— шринкфляция.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ Что такое шринкфляция и даунсайзинг? Или почему мы стали меньше есть за те же деньги

Между тем, как пишет экономист Владислав Иноземцев (признан вРФиностранным агентом), «ровно такиеже меры (какие предлагает Борис Чернышов— ред.) действуют вбольшинстве стран (разве что невАфрике, накоторую сейчас равняется Россия). ВЕвропе они существуют с1978 года, причём в2007 году данная мера дополнена прямым запретом торговым сетям реализовывать ходовые товары (сахар, муку, крупы) вупаковках, отличающихся посвоему объёму ивесу отстандартных. ВСША подобная мера вводилась отдельными штатами впериод сначала 2000-х годовдосередины 2010-х, так что теперь указания нацену продукта заунцию или штуку есть вовсех магазинах заисключением ларьков, автозаправок или торговых автоматов.

Замечу: вовсех случаях движение вэтом направлении инициировалось непарламентариями или политиками, акак раз регулирующими органами, занимающимися стандартизацией изащитой прав потребителей».

Получив отказ изМинпродторга, депутат Чернышов неуспокоился илетом этого года внес вГосдуму законопроект «Овнесении изменения встатью 10 закона РФ«Озащите прав потребителей». Законопроектом предполагалось обязать торговые сети имагазины указывать цену заединицу измерения товара— за1 килограмм или 1 литр.

«Зачастую производители осуществляют снижение количества (объёма, веса) товара при сохранении размера (объема) упаковки иотпускной цены товара, атакже уменьшают количество продукта,— говорится впояснительной записке кзаконопроекту. —Данный феномен неотносится кмаркетинговым инструментам стимулирования потребителей, поскольку неведет кцели удовлетворения потребности ипредставляет собой введение взаблуждение потребителей».

Поправилам законопроект настырного Чернышова должен был получить отзыв впрофильном комитете парламента— попромышленности иторговле. Председатель— единоросс Владимир Гутенев. Комитет встал насторону бизнеса. Измногостраничного документа выберем полтора абзаца:

«Всложные экономические периоды сцелью сохранения рентабельности субъекты предпринимательской деятельности вынуждены оптимизировать свои расходы иискать новые пути иподходы, способствующие продвижению иреализации произведенного продукта.

Вэкономически нестабильное время для поддержания потребительского спроса иобеспечения ценовой доступности продуктов питания, некоторые производители вынужденно уменьшают объем единицы выпускаемой продукции. Цена, например, молока, крупы, масла вупаковке 1л или 1 кгдля отдельных граждан сфинансовой точки зрения может быть недоступна, врасфасовкеже меньшего объема товар будет приобретен, даипотребности вобъемах питания употребителей также могут быть различные».

Вобщем, выпоняли: молоко по970 граммов впакете ияйца подевять штук вупаковке нам продают (часто попрежней цене) исключительно для нашего блага. Ипотребности унас всех разные: кому-то обязательно нужен десяток яиц, акому-то идевяти будет много.

Новсеже законопроект вноябре дошел доголосования. И, грубо говоря, пролетел. Борис Чернышов приводит итоги:

«за»— 106 голосов, 23,6 процента,

«против»:0 голосов,

воздержалось:0 голосов,

неголосовало:344 голоса (76,4 процента).

Фракции ЛДПР, КПРФ, СРи«Новые люди» поддержали законопроект. Ноонненабрал достаточного количества голосов «за» ибыл отклонен. Если поитогам голосования предложение опринятии или ободобрении законопроекта впервом чтении ненабрало необходимого числа голосов, тоонсчитается отклоненным без дополнительного голосования».

Как выуже поняли, неголосовала вся фракция «Единой России». Причем сделали они это самым вызывающим образом. Впервых рядах встала дама вголубом инавесь зал дважды отдала приказ: «Неголосуем». Чуть позже она уходит иззала, видимо, сдокладом поначальству.

Дама вголубом— Рима Баталова— 13-кратная чемпионка Паралимпийских игр вбеге надистанции от100 до5000 метров, член комитета Госдумы пофизической культуре испорту. Членфракции ЕР.

Тоесть фракция правящей партии своим неголосованием поддержала рост цен идальнейший разгон инфляции, ясно, что интересы бизнеса ейближе. Тем временем Генеральная прокуратура добилась запрета науменьшение объема упаковки товаров первой необходимости

Изменения внесли в«ГОСТ 8.579-2019. Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Требования кколичеству фасованных товаров при ихпроизводстве, фасовании, продаже иимпорте».

Поновым правилам, производители товаров первой необходимости, которые уменьшают вес товара, теряют возможность маркировать продукты знаком ГОСТ. Так, гречневая крупа теперь подлежит фасовке по500, 1000, 2000 граммов, молоко— по200, 250, 500, 1000, 2000 миллилитров. Изменения вГОСТ внесли, прежде всего, из-за проблемы шринкфляции, когда производители намеренно сокращают объем упаковки, например, с1 литра до900 миллилитров, при этом сохраняя натовар прежнюю цену.

Однако ГОСТ наданный момент неявляется обязательным стандартом.