Войти в почту

В России растет количество товаров с пометкой «халяль»

В России расширили список продуктов халяль. Теперь, кроме сосисок и мяса, в магазинах можно найти йогурты, борщевой набор, зеленый чай, башкирский мед и даже шоколад с конфетами. Причем покупают не только мусульмане. Почему растет спрос на такую продукцию, выяснил корреспондент «МИР 24» Алексей Андреев.

В России растет количество товаров с пометкой «халяль»
© Мир24

Стенд Башкирии размещен на выставке-форуме «Россия». Среди прочих достижений республики национальная гордость – башкирский мед. Недавно продукт получил халяльный сертификат. Казалось бы, как мед может не соответствовать исламским нормам? Оказывается, может.«Если пчеловод работает на полях, где активно применяются пестициды, если он активно использует для лечения пчел антибиотики и другие какие-то препараты, соответственно, все это попадает в мед», – рассказал руководитель межрегионального центра по защите и продвижению пчеловодства республики Башкортостан Марат Хасанов.

Продукция птицефабрики первая в Башкирии, которая теперь отвечает не только всем российским СанПиНам и ГОСТам, но и нормам шариата. Ведущий производитель индюшатины (здесь выпускают больше 32-х тысяч тонн птицы в год), получил халяль сертификат Роскачества.

«Если у нас продукция халяль, то все понимают, что это чистый продукт, что нет там никаких добавок запрещенных. Само производство, сам убой выполнен по всем правилам халяль», – пояснил главный технолог мясной продукции Денис Щемелев.

Здесь, естественно, никакой свинины, деликатесов из крови (колбасы, например), а птицу забивают только правильно – вручную. На удаление крови отводится три минуты.

«Продукция халяль содержит в себе не только канонические требования, но и требования, связанные с качеством, безопасностью. Такая продукция не должна быть вредной, такая продукция не должна быть с признаками фальсификации», – пояснил эксперт по исламским вопросам, заместитель руководителя Центра компетенций в области халяльной продукции и услуг при Роскачестве Салих Патеев.

В России единый государственный стандарт халяль продукции появился только в этом году. До этого сертификаты выдавали только общественные организации. Новые российские халяльные стандарты качества уже одобрены в странах Ближнего Востока. Да и для внутреннего рынка такая маркировка – знак безукоризненного качества.

«Можно посмотреть упаковку, санитарное состояние производства, специалистов: как они обучены, соответствуют ли они нормам, медосмотр, спецодежда. То есть мы все проверяем, и поэтому это дополнительная имиджевая составляющая для компании», – заявила начальник отдела стандартизации и сертификации Комитета по стандарту «Халяль» ДУМ республики Татарстан Земфира Гаджиева.

По данным Россельхознадзора, экспорт халяльной продукции из России в прошлом году вырос почти на 50% и превысил 129 тысяч тонн. Львиная доля приходится на птицу и субпродукты.

Не так давно Россия стала поставлять за границу молочную и кондитерскую продукцию. Она теперь тоже соответствует нормам ислама.

«Мы уже видим заявки, которые нам дают клиенты. Они просят, чтобы маркировка была уже нанесена непосредственно на упаковку, то есть чтобы не бумага где-то лежала в сейфе, а чтобы потребитель этот клэйм (знак на упаковке) видел», – отметила маркетолог Юлия Дорофеева.

Для кондитерских изделий маркировка «халяль» означает, что сладкая продукция не содержит желатин, корамин и другие пищевые добавки, не дозволенные исламскими нормами. По прогнозам экспертов, продажи российского шоколада за границей в 2025-м году могут превысить полмиллиарда долларов США.