Производителей фальсификата предложили отстранить от госзакупок

Количество предостережений, выданных надзорными ведомствами производителям мясной продукции, за год выросло на 80 процентов, рыбной — на 122 процента, а яиц — на 270 процентов. При этом фальсификат постепенно уходит с магазинных полок и все чаще через госзаказ всплывает в больницах, школах и детсадах. Мораторий на проверки бизнеса, продленный до конца 2024 года, не должен сказываться на качестве выпускаемых в России продуктов, считают депутаты Госдумы. Парламентарии предложили ряд мер, которые, по их мнению, подтолкнут предпринимателей к добросовестной деятельности.

Производителей фальсификата предложили отстранить от госзакупок
© Парламентская газета

Предостеречь и простимулировать

Одним из организаторов исследования динамики нарушений в сфере производства пищевой продукции выступил Экспертный совет по детенизации (обелению) экономики при Комитете Госдумы по экономической политике. По словам замглавы этого комитета Артема Кирьянова, количество предостережений, которые в 2023 году выдали инспекторы надзорных ведомств отечественным производителям продуктов, существенно выросло. Так, например, в сфере производства овощной консервации число нарушений увеличилось на 31 процент, хлебобулочных и кондитерских изделий — на 78 процентов. Но рекордсмены — производители яиц, которые совершили на 270 процентов нарушений больше, чем год назад. В январе — сентябре только Роспотребнадзор и Россельхознадзор выдали 2014 предостережений в связи с обнаружением фальсификата, а в тот же период прошлого года их было 519.

Кирьянов отметил в своем Telegram-канале, что поставки фальсифицированной продукции переориентировались из сетевой розничной торговли на социальные учреждения — некачественную продукцию поставляют по государственному и муниципальному заказу в детские сады, больницы и школы. «Убежден, в условиях моратория на проверки одновременно со снижением административной нагрузки на бизнес мы должны развивать действенные механизмы профилактики нарушений и стимулирования предпринимателей к добросовестному поведению», — написал Кирьянов.

По итогам исследования, проведенного в сотрудничестве с организацией по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива», члены Экспертного совета Госдумы подготовили предложения, которые, по их мнению, будут стимулировать предпринимателей работать на совесть. Так, депутаты предложили автоматически уведомлять производителей о признаках нарушения обязательных требований и учитывать количество этих предостережений в качестве индикатора риска. Злостным фальсификаторам могут ограничить доступ к государственным и муниципальным закупкам. Кроме того, депутаты считают правильным предусмотреть упрощенный порядок организации и осуществления госконтроля в сфере производства и реализации пищевой продукции. Эти предложения парламентарии намерены проработать с профильными ведомствам в 2024 году.

Единственный инструмент

Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ связывает рост количества предостережений отечественным производителям с тем, что в условиях моратория на проверки этот инструмент остался единственным возможным способом реагировать на явные нарушения. «Предостережение относится к мерам по профилактике нарушений. Увы, выносимые предостережения не имеют последствий, а у нарушителей даже нет обязанности на них ответить, хотя они обычно отвечают, что меры приняты. Роспотребнадзоровцы все это понимают, но их лишили иных возможностей влиять на очевидных нарушителей», — сказал «Парламентской газете» Шелищ.

Депутат Кирьянов, который считает мораторий на проверки в целом «понятным и правильным» методом стимулирования добросовестного бизнеса, тоже признал, что в различных отраслях поведение предпринимателей складывается по-разному. В комментарии «Парламентской газете» он отметил, что производители подакцизной продукции — алкоголя, табачных изделий — нередко воспринимают мораторий как некую индульгенцию и возможность нарушать все сложившиеся правила и законы. Государство с этим борется, подчеркнул он.

В качестве примера успешной борьбы с контрафактом парламентарий привел внедрение маркировки в молочную отрасль. Она, по словам Кирьянова, дает «четкое обеление рынка, соблюдение стандартов по продукции и сокращение фальсификата в десять раз».