В российских магазинах могут появиться социальные полки товаров с истекающим сроком годности
Депутаты Госдумы предложили создать в магазинах социальные полки с бесплатными продуктами с истекающим сроком годности. Товары смогут получить пенсионеры и социально незащищенные категории граждан, подтвердив свой статус документами.
Такой законопроект сегодня должны внести в Госдуму. Об этом сообщают «Известия» со ссылкой на текст поправок в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».
Авторы документа ссылаются на исследование НИУ ВШЭ. В нем говорится, что объем пищевых отходов в России составляет 17 млн тонн ежегодно, а их стоимость оценивается более чем в 1,5 трлн рублей.
Комментирует владелец магазина фермерских продуктов «Две сестры» Галина Дембицкая:
Галина Дембицкая владелец магазина фермерских продуктов «Две сестры» «Я всегда за какие-то преференции для малоимущих, кто же здесь может быть против. Но как практически это сделать, я не знаю даже в рамках своего небольшого магазина. Во-первых, возникает человеческий фактор. В категории малоимущего ходит, например, знакомый продавца, и он уже как заинтересованное лицо выступает, он не продает этот продукт, желая, чтобы он перешел в другую категорию, и отдает просто своему знакомому. И, таким образом, бесплатно будет этот товар раздаваться. Я бы не делала отдельные какие-то, возможно, этот товар каждый магазин может раздавать, не имея каких-то открытых полок, а сам руководитель может негласно как-то этим распоряжаться. То есть это должно быть отдельно, этим, возможно, должны заниматься благотворительные организации, куда продукция будет передаваться. То есть, понимаете, я, даже когда прихожу в сеть, я же вижу, порой покупатели могут скоропортящиеся продукты, не купив, просто оставить в неположенном месте, когда нужны какие-то холодильные условия и так далее. То есть этот продукт уже в принципе начинает портиться. Если давать свободу в решении этих вопросов, мне кажется, мы просто придем к разорению розничных магазинов».
Без уплаты налогов на благотворительные цели можно направлять товары на сумму не более 1% от выручки компании, а все остальное облагается НДС от 10% до 20% в зависимости от товара и от стоимости продукции, передаваемой на благотворительность. Поэтому сейчас из-за несовершенства законодательства бесплатная раздача продуктов является более затратной, чем их утилизация. Новые поправки призваны решить этот вопрос, говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ:
Петр Шелищ председатель Союза потребителей России «Пока этот вопрос не решен, все остальные предложения смысла никакого не имеют. Если у продукта срок годности две недели, и остается три дня до конца, и у торговой сети в конкретном магазине сто килограммов, сотрудники знают прекрасно, что продадут из этих 100 килограммов 30, а 70 килограммов придется отправить на утилизацию. Мне трудно представить себе полку, на которой бесплатные продукты. На кассе у тех, кто берет оттуда продукты, должны будут проверять документы. Я показываю пенсионное удостоверение, что мне должны на кассе сделать? Нулевую цену поставить за продукт? Пробить-то они должны, продукт они обязаны вывести из оборота, сейчас ведь все у нас в цифровой маркировке. Значит, будет, очевидно, нулевая цена. Вы представляете, сколько тут может быть злоупотреблений? Надо будет ставить полицейского к кассе, будут сплошные скандалы. Не надо городить огород и создавать что-то, чего нет нигде в мире, когда есть прекрасно работающие системы — благотворительные организации».
Проект распределения продуктов, срок годности которых заканчивается, малоимущим, действительно уже реализован в России. Он называется «Фудшеринг». И им занимаются специальные организации. Масштабированию фудшеринга мешает только НДС, которым облагаются раздаваемые бесплатно продукты, а ретейл должен зарабатывать, считает исполнительный директор АНО «Фудшеринг» Александра Кумпан:
Александра Кумпан исполнительный директор АНО «Фудшеринг» «Проект по созданию бесплатных полок пока вызывает больше вопросов. Получается, что внутри одной торговой площади конкурирует бесплатная полка с платной, и потребители могут начать дожидаться, когда продукты доедут до бесплатной полки, меньше, например, приобретать продуктов. Поэтому с точки зрения бизнеса это какая-то не очень востребованная история. Каждый должен заниматься своим делом. Ретейл — это все-таки бизнес, это организации, которые продают продукты, а не раздают их бесплатно. Вот как сейчас работает наш проект: ретейл, магазины снимают с полок продукт чуть-чуть заранее, до того как срок годности истечет, и откладывают продукты в специальную корзину. Дальше приходит волонтер фудшеринга, который эти продукты проверяет на пригодность для употребления, подписывает соответствующий акт, и дальше курьер распределяет эти продукты среди своих подопечных. И это получается такая адресная помощь, к каждой торговой точке прикреплена команда волонтеров, и у каждого волонтера свой пул получателей. Таким образом, в среднем один магазин помогает 30-40 семьям, регулярно передавая эти продукты».
По данным Росстата, по итогам 2023 года за чертой бедности находились около 14,5 млн россиян.