Кофейный бизнес по любви

Кофейный бизнес по любвиИстория успешного бизнеса, нетривиального для камско-вятского междуречья. 826662; " data-animationappear="off" data-record-type="449" data-bg-color="634844; " data-record-type="165" data-bg-color="ffffff;">Дмитрий Стрелков

Кофейный бизнес по любви
© ИА «Сусанин»

12 января 2024

Фото: unsplash.com (Mark Daynes)

Новый трудовой год после затянувшихся праздников хочется начать бодро. Популярностью в допустимой законом «бодрости» многие считают кофе. Но посвятить текст просто напитку было бы заурядно, потому решили продолжить «актуальную для региона тему», как говорит наш глава Удмуртии Александр Бречалов, — истории успешного производства.Казалось бы, в регионе кофе не растёт. «Издревле» сюда привозили уже готовый кофе — в зёрнах и растворимый; таинственный и «три в одном». Но дорогой читатель, погрузившись в материал, поймёт, что является современником становления весьма перспективной отрасли, которая сможет преобразить свой рынок в масштабах всей страны. Компания называется «Tasty Coffee», а наш собеседник — её директор Михаил Шаров.

Михаил Шаров. Фото: ИА «Сусанин»

Хобби и увлечение #rec690992068 .t001__uptitle { text-transform: uppercase; }

Фото: ИА «Сусанин»

Так продолжалось несколько лет. Было достаточно сложно выходить на какие-то объёмы, которые обеспечивали бы точку безубыточности. Это было примерно до 2010-2011 года; колебания были близки к нулю.— Почему же вы не забросили это дело?— Большой вопрос. Про кофе очень часто говорят, что это такой продукт, которым если ты начнёшь заниматься, то это уже точно на всю жизнь. Очень сложно из этого рынка выйти. С одной стороны, кофе — продукт питания. То есть то, что нужно людям. «Хлеба и зрелищ» по сути. Если посмотреть индустрию производства еды, люди будут шокированы, насколько это огромный мир. Если считается, что индустрия вина — это очень сложно, то я вам точно могу сказать, что кофе в несколько раз более сложная индустрия, чем вино. Потому что кофе по содержанию вкусо-ароматических веществ — самый сложный пищевой продукт в мире.С точки зрения комплексности вкуса равного ничего абсолютно в мире нет. При этом, если мы берём винную индустрию — она развивалась тысячи лет. Кофе — один из самых молодых напитков в мире. Его начали употреблять именно как напиток 600-800 лет назад. Стал он популярным лишь в последние несколько столетий. А качественный кофе, опять же, то, что мы называем спешелти, появился буквально в последние несколько десятилетий.Это супер молодой продукт, знание о котором ещё только-только формируется, и поэтому это так интересно. Мне кажется, поэтому мы в какой-то момент не забросили этим заниматься, потому что несмотря на то, что как бизнес, это был не совсем состоятельный проект, но в части интереса, действительно, это было очень классно.

— Когда же рынок стал меняться, «поворачиваясь лицом»?— Примерно с 2012 года потихоньку-потихоньку начали появляться хорошие спешелти-кофейни по всей стране, и люди начали осознавать, что главное правило хорошего кофе — это свежесть. В случае с итальянским кофе это невозможно обеспечить. Конечно, есть до сих пор армия поклонников итальянского кофе, которые считают, что там традиции, секретные ингредиенты, вот это всё. На самом деле правда немного более простая. Для того чтобы получить классный результат, нужно полагаться на три главных фактора: качественное сырьё, понимание процессов производства (как формировать вкус) и свежесть обжарки. В случае с импортным кофе это обеспечить практически невозможно, и рынок начал это понимать. С этого момента у нас начался небольшой рост. Нельзя сказать, что у нас в истории компании были периоды, когда мы росли в 10 раз за год, но это был какой-то взрывной рост, и на сегодня мы получаем следующую картину.У нас есть два основных направления. Направление номер один — это производство свежеобжаренного кофе и поставка этого кофе в кофейни, бары и рестораны по всей России. Сейчас считаем, что у нас примерно около 5% рынка всей HoReCa (хорека - общепринятое обозначение для ресторанно-гостиничного бизнеса - прим.ред.) в России. Второе направление, это розничное. По сути, просто интернет-магазин кофе. Запустили его в 2014 году, когда особо и маркетплейсы не были развиты и в принципе не было особого понимания у людей, что можно заказывать свежеобжаренный кофе в интернете, и тебе будут доставлять до квартиры. Мы вкладывали в него очень много усилий и с точки зрения Ай-Ти-решений. С 2016-18 года начался достаточно быстрый рост интернет-магазина, он усилился в 2020 году, когда был ковид.

Фото: ИА «Сусанин»

Ну а в интернет-магазине у нас получилось следующее. Рынка как такового тоже всё ещё не существует. На сегодняшний день у нас получается примерно 55-60 тысяч розничных заказов в месяц через наш интернет-магазин. Мы отгружаем кофе каждый день в полторы тысячи городов России. С точки зрения логистики и способов доставки там тоже достаточно большая работа проведена, поэтому отчасти и результаты такие. Примерно посчитали, что на сегодня у нас 60% рынка. Но опять же, это не потому, что мы огромные, а потому что продукт настолько нишевый и узкоспециализированный, что мы стараемся в принципе делать так, чтобы этот рынок существовал, и он становился больше.Конечно, сейчас существуют маркетплейсы, и там тоже стало много кофе, но рынок, действительно, пока ещё не очень большой, и хочется прилагать все усилия для того, чтобы он формировался.— Вы не бросили заниматься кофе потому, что для вас это очень интересный продукт. В чём конкретно идея существования компании сейчас?— Конечно, не только в продукте. Должно быть что-то ещё. Как по пирамиде Маслоу, ты сначала должен базовые потребности удовлетворить, а потом ты начинаешь думать — а для чего это делаю, начинаешь какие-то дополнительные вопросы себе задавать, хочешь, чтобы вокруг мир лучше становился. Мне кажется, что в России, даже несмотря на то, что сейчас происходит, можно сделать так, чтобы этот рынок в значительно лучшую сторону отличался по сравнению с той же самой Европой.

Внутренняя кухня #rec690992082 .t001__uptitle { text-transform: uppercase; }

Фото: ИА «Сусанин»

И к чему я это всё рассказываю? К тому, что во всём мире получается следующим образом. Существует 90% рынка, которые занимают коммерческие обжарщики, и 10% рынка, которые занимают спешелти-обжарщики. Спешелти-обжарщики расти не могут, потому что при росте объёмов они нанимают больше людей. Например, в Европе средняя зарплата в разы выше, чем у нас. Это всё накладывается на стоимость упаковки, и цены получаются кратно больше. Например, мы берём «Бразилию» коммерческую и «Бразилию» от какого-нибудь спешелти-обжарщика. Может в пять раз отличаться стоимость. Поэтому это такой естественный ограничитель роста.Чем отличается наша страна? Первое, у нас один из самых высоких уровней образования в мире. С точки зрения того, сколько у нас программистов, сколько у нас думающих людей, сколько у нас людей, которые вообще классно логически мыслят, мне кажется, наверное, нет больше таких стран. Особенно с таким уровнем зарплат, который в России. Это не повод для гордости, но это реальность, которая существует. В итоге, если всё это соединить, то, мне кажется, как раз есть возможность перепридумать систему производства качественного спешелти-кофе таким образом, чтобы по цене, по количеству административных расходов приблизиться к коммерческим обжарщикам; чтобы внутри был продукт, который на 100% соответствует по всем параметрам. И тогда перед нами открываются намного более широкие возможности, чем перед обжарщиками спешелти-кофе в Европе.Большинство средних европейских обжарщиков обжаривают порядка 3-5 тонн кофе в месяц. Мы обжариваем около 200 тонн в месяц. У нас есть куча дружественных компаний других обжарщиков, которые тоже десятки тонн обжаривают. В принципе, тех ограничений, которые есть в Европе, у нас как будто меньше. При этом есть ещё одна интересная штука. Рынок кофе в Европе формировался прямо поколениями. Почему все говорят про итальянский кофе? Потому что это у них в традиции. Каждые бабушка-дедушка просыпаются и идут пить свою чашку эспрессо. И у них есть абсолютно чёткие критерии, каким этот кофе должен быть. Как правило, это темно обжаренный кофе с добавлением робусты, чтобы он был крепкий, чтобы он бодрил. Про вкус, на самом деле, особо речи не идёт.При этом спешелти как раз отличается тем, что его обычно светлее жарят, у него намного больше вкуса, в результате его вкус - необычный по сравнению вот с этим классическим продуктом. Это косточковый фрукт, который реально во вкусе имеет всё, что имеют все фрукты: и ягоды, и фрукты, и какие-то цветочные ноты. Но для таких потребителей, которые поколениями привыкли пить тёмный кофе с добавлением робусты, спэшелти для них будет «что за кислятина» или «не крепко, не насыщенно». Первое ограничение — потому что это очень дорого в Европе, второе ограничение — потому что у них есть сформированный рынок.В России рынка кофе не было, в СССР практически никто вообще кофе не пил. Мы оказались в ситуации, когда перед нами чистый лист — потребление всё ещё маленькое, но и противодействия нет.— Каковы же тогда планы в масштабах отрасли в целом?— В целом, чем мы занимаемся, и что хотелось бы поменять в будущем - это как раз то, что сейчас потребление кофе на человека в России порядка 1,5-2 кг в год. Потребление кофе в Европе - от 5 до 10 кг в год. Мы можем сопротивляться, можем способствовать, но в итоге мы точно придём к тем же самым среднеевропейским показателям, это 100%. И вот каким образом мы туда придём — с помощью коммерческого кофе, который распространён в массовом сегменте, или с помощью таких компаний, как мы, зависит, мне кажется, в том числе от нас.Поэтому мы, как компания, очень открыты. Когда к нам даже приезжают другие обжарщики, чем-то интересуются, спрашивают и смотрят, как работает производство, какое оборудование мы используем, мы вообще максимально открыты, потому что искренне считаем, что в конечном итоге, чем больше обжарщиков, чем лучше среднее качество кофе, чем эффективнее все работают, тем лучше для этого рынка. Значит, этот рынок будет более качественным через 10-15 лет. В маленьких городах России всё ещё не так много и обжарщиков, и классных кофеен с хорошим кофе. Но и если вы окажетесь в европейском крупном городе, где есть специальные карты со спешелти-кофе, до ближайшей такой кофейни, скорее всего, вам придётся прогуляться. В целом, если посмотреть количество таких кофеен по городу, то процент этих кофеен там будет сильно меньше, чем в Москве, чем в Питере, чем в Екатеринбурге и в некоторых других крупных российских городах. Уже сейчас спешелти именно в процентном соотношении к коммерции в России больше. Проблемы только в том, что кофе как продукт всё ещё не настолько распространён, как в Европе. Соответственно, если стараться усиливать эту пропорцию, по объёмам мы догоним средние европейские показатели, и по факту мы получим лучший рынок кофе в мире. Мне кажется, очень классно.

Лучшая команда 999999;">Фото: ИА «Сусанин»

— Из каких подразделений состоит компания?— Есть оптовое направление, есть интернет-магазин, а дальше есть бэк-офис, где самые стандартные отделы. Отгрузки, закупки, бухгалтерия, клиентский отдел. Маркетинга до сих пор нет, хотя это скорее недоработка. У нас каждый отдел частично задачи по маркетингу закрывает сам. Есть отдел контента, который занимается как раз визуалом, текстом, ведением соцсетей.Мы всегда ставим перед собой задачу, что, с одной стороны, хочется расти, с другой стороны, превращаться в завод точно не хочется. Сейчас пока получается держать то количество людей, при котором не чувствуешь себя как на заводе. Когда ты знаешь всех своих коллег, знаешь, как их зовут.У нас много сотрудников, которые по 10 лет работают в компании. В целом, если какие-то у нас вакансии открываются, то это, как правило не потому, что кто-то ушёл, а потому что компания растёт.Почему ещё автоматизации для нас очень важны, как раз для того, чтобы продолжать расти, функционирование компании могло кратно увеличиваться без роста количества сотрудников. Мне кажется, что у нас сейчас процесс заявок, обработки заказов, отгрузок полностью происходят без людей. Человек сам регистрируется в личном кабинете, человек сам себе добавляет юрлицо, сам делает заказ, автоматом получает счёт, сам его оплачивает, автоматом меняется статус заказа, система ищет свободные слоты на производстве сама.Всего же в компании работает 120 человек, но из них 40 — это наши кофейни. В них много достаточно людей по сравнению с другим общепитами Ижевска. Потому что у них рабочий день меньше, чем это обычно бывает в общепите; на смене больше людей, чем это бывает обычно. На производстве порядка 80 человек. Это все три офиса (оптовый, клиентский, интернет-магазин) и весь бэк-офис, который общий на все направления. Это водители, это обжарщики, это упаковщики, это кладовщики. У нас в процентном соотношении, мне кажется, объём производства и количества сотрудников в России самый эффективный.— Ранее вы сказали, что у вас есть программисты. Неожиданно было узнать о такой профессии в области кофе. Расскажите поподробнее?— У нас есть отдел автоматизации, в котором единственная штатная единица - проект-менеджер. И ещё есть семь-восемь программистов на аутсорсе, хотя они работают только с нами на полный день уже несколько лет. Своих программистов в штате у нас до сих пор нет. Работы ведутся по всем процессам: по автоматизации производства, офисные процессы автоматизации, работа с сайтом. У нас есть оптовый сайт с личным кабинетом со всей встроенной бухгалтерией, скачиванием документов; как банковскими приложения пользуетесь, то же самое, только для кофе. И то же самое в интернет-магазине. Большинство программистов работает в интернет-магазине, потому что это самописная система и она чуть больше, чем просто интернет-магазин.