В России с 1 апреля заблокируют для продажи просроченные продукты

С 1 апреля 2024 года некоторые просроченные товары нельзя будет пробить на кассе. Система будет автоматической, ее внедрят постепенно. Все это делается в рамках расширения систем прослеживаемости товаров. Сам эксперимент Минпромторг начал в прошлом году. Цифровая маркировка товаров для контроля срока годности необходима для налаживания механизмов отсеивания, сообщает «Коммерсантъ».

В России с 1 апреля заблокируют для продажи просроченные продукты
© BFM.RU

В апреле блокировать начнут товары из 12 категорий, в частности воду, табак и молочную продукцию. В министерстве в дальнейшем планируют расширить число категорий.

Власти также запустили эксперимент по привязке разрешительных документов к маркировочным кодам. Это позволит сравнить данные участников рынка о товарах и объемах партий с информацией в документах.

О том, можно ли внести всю информацию в штрихкод или QR-код, рассказывает гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова:

Марина Петрова гендиректор Petrova 5 Consulting «Штрихкодирование и QR-кодирование — это разные системы. Если мы говорим о штрихкодировании, это международная система, которая свидетельствует о том, что данный продукт выпускается под конкретным брендом, в определенном граммовке, конкретной упаковке, стране производства и на конкретном производстве. Штрихкод мы можем использовать для экспорта, это отдельная система прослеживаемости продукции. Если мы говорим о QR-коде, это абсолютно другая система, она российская и направлена на то, чтобы отслеживать, как продукт поступает от производства до конечного потребителя. Штрихкод дается на артикул, артикул может быть в любой партии, а если мы говорим о QR-коде, он дается на конкретный продукт, на единицу товара, на групповую упаковку, соответственно, и на транспортную упаковку. Это разные системы прослеживаемости. Продукты питания, в частности, выпускаются партионно. Продукт со штрихкодом производитель может выпускать продолжительное количество времени. Заносить в штрихкод информацию о сроке годности мы не можем, потому что там определенное количество цифр. QR-код наносится на производстве, есть несколько систем нанесения QR-кодов на упаковку, в том числе есть нанесение на предприятии. Предприятие должно выкупить определенное количество QR-кодов, зафиксировать их за собой, дальше при производстве вводить в оборот данный QR-код в соответствии с той партией продукции, которую оно выпускает. Подделать QR-код невозможно, более того, существует ряд сложностей у производителей при введении продуктов в оборот, потому что это делается онлайн».

При этом нанесение QR-кодов в Data Matrix имеет разную стоимость в зависимости от форм-факторов и масштабов производства. Все это наносится до ввода в оборот, то есть на производстве.

Сам запуск блокировки товаров из-за просрочки целесообразен, считает президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков:

— Она снизит негативный опыт потребителя: приобрести просроченную воду станет невозможно. До этого это было крайне сложно, потому что сроки годности достигают двух лет, а по импортной воде и трех лет, в некоторых странах есть технологии укупорки, которые позволяют соблюдать более длительный срок хранения. Поэтому мы [производим] не «скоропорт», не семь дней срок годности. Здесь, наверное, основная история — это возможность последующей донастройки системы для блокировки на кассе не только товаров, которые были выпущены ранее определенной даты и у которых срок годности истек, а еще и возможность блокировки продажи того товара, у которого есть вопросы по документам. Здесь требуется довнесение в правила маркировки воды понятия «наименование места происхождения товара», географическое указание, а также некая корректировка логики выдачи кодов для нашей продукции. Тогда система заработает в том формате, который заявлялся несколько лет назад.

— Недобросовестные продавцы не смогут обмануть систему?

— Чисто теоретически в любой IT-системе всегда есть доля процента или процент на ошибку, но с точки зрения массового порядка это сделать будет практически невозможно.

В настоящее время маркировке подлежат 17 групп товаров. По шести из них она стала обязательной в 2023 году. Кроме того, с 15 января этого года стартовали новые эксперименты по маркировке косметики и бытовой химии, пива и слабоалкогольных напитков в банках.