Войти в почту

Производители меда предложили меры борьбы с фальсификатом

Россия в первой тройке стран - активных потребителей меда. При этом почти сорок процентов (а в ряде регионов - до семидесяти) сладкого товара на полках - фальсификат. Усилить контроль качества меда и самого процесса его проверки должен помочь обновленный федеральный закон. Однако, по мнению экспертов, для защиты и потребителей, и производителей одного его недостаточно.

Производители меда предложили меры борьбы с фальсификатом
© Российская Газета

- Около 110 тысяч отечественных пчелохозяйств выпускают в год почти 65 тысяч тонн продукции, из которых четыре-пять тысяч тонн идет на экспорт. Вплотную занявшись проблемой качества меда, мы первым делом посмотрели, сколько его реализуют личные подсобные хозяйства, а это девяносто процентов всех пчеловодов. Оказалось, что добрая половина объема расходится между родственниками, друзьями и знакомыми. Очень редко пасечник продает мед на рынке, и уж тем более в сетевых магазинах. Поэтому 45 процентов товара на полках - от перекупщиков. На этом этапе, по всей видимости, с медом и случаются метаморфозы, лишающие его гарантий качества, - пояснил первый зампредседателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин. - Причина - в определенном правовом вакууме.

Федеральный закон "О пчеловодстве", вступивший в силу в 2020 году, призван регулировать лишь процесс производства меда. Четкого определения, что мед из себя представляет, закон не дает. Теперь же, когда в него внесены изменения, появится возможность контролировать не только качественные характеристики продукта, но и их проверку через национальные и международные стандарты. Всего в России действуют 49 "медовых" ГОСТов, шестнадцать из которых содержат требования к разным видам продукции пчеловодства, 32 - методы ее анализа и испытаний. Последнее особенно важно для выявления фальсификата, которого на рынке тем больше, чем выше потребительский спрос.

- Мед подделывают разными способами. Во-первых, добавляют сахарный сироп либо глюкозо-фруктозную и глюкозо-мальтозную патоку, полученные путем переработки кукурузы или зерновых злаков (эти составляющие были выявлены в 38 процентах проб). Во-вторых, за натуральный липовый или гречишный мед выдают другой, более дешевый, с разными добавками для улучшения цвета и вкуса. По сути это фальсификат ботанического происхождения (таких проб оказалось 27 процентов). И, наконец, вариант, когда под маркой знаменитого башкирского или алтайского продается мед из других регионов, является фальсификацией по географическому признаку, - пояснил глава Роскачества Максим Протасов. - В обновленном законе есть четкий и понятный отсыл к стандартам, позволяющим детально определять и виды меда, и требования к нему.

Закон учитывает не только национальные, но межгосударственные стандарты и нормативные акты Евразийского экономического союза.

К 1 сентября нынешнего года, когда он вступит в силу, на торговых полках не должно остаться и следа того, что "маскируется" под натуральный продукт пчеловодства. Чтобы навести порядок, Роскачество еще в декабре начало регулярный мониторинг меда, который продается в магазинах и на ярмарках. Результаты проверок обещают широко обнародовать.

Кроме того, Росстандарту вместе с Роскачеством поручено до 1 сентября уточнить действующие и принять новые ГОСТы по методикам идентификации продуктов пчеловодства. Многие из этих предложенных российскими учеными методик совершенно уникальны. И широко использовать их для определения безопасности и качества меда закон уже не рекомендует, а обязывает.

Там, в частности, прописаны требования к испытаниям монофлорного меда, проводимых с целью не только идентифицировать его количественный и качественный состав, но и уточнить ботаническое и географическое происхождение. Такой подход эксперты назвали принципиально новым.

Однако известные сибирские пчеловоды и организаторы конкурсов меда в России уверены: для защиты ценного продукта и его потребителей сделано все-таки недостаточно. Необходим комплекс мер.

- Начинать следует с науки. Она в направлении пчеловодства у нас в стране не развивается уже более тридцати лет. Палинологов - специалистов, которые занимаются всесторонним изучением пыльцевого состава меда, - в России единицы. Хотя есть острая необходимость в проведении таких исследований в разных регионах для составления пыльцевых атласов, чтобы можно было ими пользоваться как справочниками, - отмечает медовый сомелье из Кемерова Ольга Любимова. - Реальность же такова, что исследования меда на качество и безопасность дорожают (кое-где их стоимость уже достигает ста тысяч рублей), при этом лабораторное оборудование остается в дефиците. Нередко приходится сталкиваться с тем, что в документах с результатами испытаний указан один метод, а на деле использовался другой.

Пчеловоды-промышленники направили депутатам Госдумы РФ предложение как можно скорее внести в обновленный федеральный закон допизменения. Они считают, что недобросовестные производители, использующие глюкозо-фруктозные сиропы из кукурузного, рисового или соевого крахмала, легко его обойдут, сменив названия продукции на безобидные. К примеру, такие, как "Медок", "Подарок пчелки", "Целебный улей", "Дикое бортевое золото". А дополнит образ красочное изображение на этикетке льющегося меда, ульев, пасеки и пчел. Все это еще и зарегистрируют в качестве товарного знака, вводя покупателя в заблуждение.

Ведь по факту готовый продукт может не содержать меда вообще либо содержать его в очень малом количестве, но определить это визуально, без специальных исследований практически невозможно. Потому и нужна поправка, устанавливающая правила использования в гражданском обороте слова "мед" и других слов, связанных с пчеловодством.

- Как снять с полок фальсификат? Надо просто называть вещи своими именами. Необходимо, чтобы пчеловодные термины (пчела, мед, воск, соты, борть и так далее) стали исключительно монополией пчеловодов. То есть нужно запретить использовать их в названии продукции, содержащей заменители меда в любых, даже очень малых долях, - подчеркивает зампредседателя общероссийской общественной организации "Промышленные пчеловоды России" и член правления Союза пчеловодов России Алексей Матюшкин. - Ни пчелиные соты, ни ульи, ни пчел с пчеловодами не следует изображать на этикетках с названиями типа "Искусственный мед". Покупатель должен с первого взгляда понимать: это изделие, которое не имеет к меду никакого отношения. В реализуемый же мед как таковой не должны добавляться какие-либо иные вещества. Продавать под видом монофлорного мед с добавкой полифлорного также следует запретить.