Шифр на этикетке. Как разобраться в маркировке, чтобы не попасться в ловушку жадных производителей

Этикетка на товаре содержит массу важной информации. Но если какие-то данные можно понять любому неискушённому потребителю, вооружённому лупой, то другие сформулированы так хитро, что превращаются в настоящий шифр. Как производители пытаются обмануть покупателей и как уличить их, «Секрету» рассказала эксперт по сертификации и маркировки пищевой продукции Анастасия Иванова.

Шифр на этикетке. Как разобраться в маркировке, чтобы не попасться в ловушку жадных производителей
© Секрет Фирмы
настасия Иванова основатель онлайн-школы сертификации и маркировки пищевой продукции Docs Evolution

Каждый пищевой продукт, продаваемый в России, должен иметь маркировку. Маркировка — это информация, выносимая как на саму упаковку, так и на этикетку или специальные листки-вкладыши.

Исключение — разве что блюда в ресторанах и кафе.

Этикетка и маркировка на ней — это инструмент, благодаря которому мы можем получить всю нужную для нас информацию о продукте. Закон регулирует, какая информация должна быть, как она должна быть написана, какими словами и даже какого размера должен быть шрифт.

Только вот искать на этикетке признаки, что производитель пытается вас обмануть, не стоит. Потому что если обман имел место, то на этикетке правды не напишут, и рядовой потребитель об этом не узнает.

Но существуют инструменты, которые помогут убедиться в достоверности информации на этикетке.

Что считается нарушением прав потребителей

Донесения до потребителя ложной информации через этикетку — это правонарушение. Видов таких нарушений много:

Фальсификация продукции

Фальсификация предполагает умышленное изменение, подделку продукции или скрытие свойств и качеств продукта, донесение заведомо ложной, неполной и недостоверной информации.

Пример 1: использование растительных жиров при приготовлении молочной продукции и сокрытие информации об этом на маркировке. Иногда производитель хитрит и указывает в составе всё верно, но играет с формулировками. Если на лицевой стороне крупно написано, что продукт "с молоком", "со сливками" или "с творогом", стоит внимательно приглядеться к составу: если добавить каплю молока на килограмм пальмового масла, продукт ещё не становится молочным.

Пример 2: суррогатный алкоголь. Для изготовления алкогольной продукции допускается только пищевой этиловый спирт, в то время как на этикетке суррогата может быть указан просто "спирт", который может быть даже метиловым. Но узнает об этом потребитель уже на своём горьком опыте, пожертвовав здоровьем.

Введение потребителя в заблуждение

Если у потребителей создаётся недостоверное впечатление относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги), это тоже может быть заслуга этикетки с нарушениями.

Пример 1: наличие двух названий на упаковке продукта. Часто бывает, что на лицевой стороне упаковки одно название, а на оборотной — другое. На лицевой стороне «Блинчики с творогом», на оборотной — «Хлебобулочное изделие с начинкой. Блинчики с начинкой творожной».

Название на лицевой стороне упаковки часто не связано с официальным названием продукта в документах и строится таким образом, чтобы название продукта звучало привлекательнее для потребителя, зачастую меняя смысловую часть до полного несоответствия идентификационным признакам продукта.

Это некорректно и может ввести вас в заблуждение — непонятно, какое из названий является истинным названием продукта.

Пример 2: вкус или аромат продукта выдаётся за присутствие продукта в составе. Например, мороженое называется «Пломбир «Шоколад-миндаль», а в составе нет шоколада, есть только какао-порошок. Такое наименование продукта вводит потребителя в заблуждение, так как в ГОСТ есть точное определение, продукты с каким составом могут называться шоколадом.

Пример 3: на упаковке сосисок из свинины и курицы изображена ферма с курицами, свиньями, коровами. Потребителя может ввести в заблуждение подобное изображение, так на маркировке есть изображения животных, не относящихся к продукту, чьё мясо дороже.

То есть введение потребителя в заблуждение можно описать как намеренную манипуляцию, цель которой — выставить продукт в более выигрышном свете, а также как некорректное донесение информации, путающее или не дающее конкретики.

Обман потребителя

Это правонарушение может быть как на стороне производителей, указавших неправильный вес на упаковке, так и на стороне продавцов, которые допустили ошибки при фасовке, неправильно взвесили или указали некорректную цену.

Нарушение правил маркировки товаров

Сюда попадает отсутствие состава, например, на упаковке салата, или отсутствие QR-кода на продукции, которая требует маркировки (воды, молочная продукция, алкоголь и т. п.).

Как проверить достоверность информации на маркировке

Запросите документы на продукт

Согласно закону «О защите прав потребителей» (ст. 10, п. 3) продавец обязан предоставить потребителю информацию о номере декларации соответствия по запросу.

Производители могут выслать и документы, а не только номер декларации, но уже по своему усмотрению — такой обязанности нет. Проверить подлинность декларации можно по её номеру на сайте Росаккредитации.

Информация в документе и на этикетке должна быть идентичной: адреса, наименования организаций, наименование продукта, срок годности и условия хранения. Если же информация на продукте и в документе противоречит друг другу, возникают сомнения, а действительно ли продукт проверяли на соответствие требованиям закона.

Воспользуйтесь нормативной документацией

Требования к пищевой продукции Таможенного союза устанавливают базовые правила для её маркировки. Их могут дополнять требования другой нормативной документации, но базис един и должен соблюдаться. Если производитель выполняет эти требования, ему больше доверия.

У российских потребителей до сих пор есть избыточное доверие к продукции без каких-либо внятных этикеток и преувеличенное недоверие к продукции с магазинной маркировкой.

Продукция, не имеющая маркировку на упаковке, ассоциируется у потребителей с домашней, а значит, с якобы отсутствием в ней пищевых добавок и прочей «химии».

К сожалению, эти предположения неверны, более того — это предвзятость мышления.

7 хитростей, с помощью которых покупателя заставляют верить в «натуральный состав»

Что такое когнитивные искажения и как с ними бороться. Объясняем простыми словами

При отсутствии маркировки невозможно ни проверить вышеописанную информацию о продукте, ни убедиться в наличии качественных документов, даже нельзя выставить претензию, так как на упаковке не указан изготовитель.

Любой, кому будет выставлена претензия за немаркированный товар, откажется от причастности к его изготовлению ввиду отсутствия опознавательных знаков.

Всё это создаёт идеальные условия для фальсификации. Такая продукция опасна для жизни и здоровья, так как о методах её производства ничего не известно, качество и безопасность не контролируются.

Страхи относительно продукции в магазинах иррациональны. Именно маркировка помогает идентифицировать продукт, проверить по вынесенной информации, что у него есть документы, узнать подробности о составе, удостовериться в соблюдении условий хранения и сроков годности.