Минпромторг предлагает запретить оборот отдельных видов упаковки
Минпромторг подготовил проект о запрете оборота отдельных видов упаковки из ПЭТ. Согласно документу, нельзя будет производить и использовать полупрозрачные бутылки всех цветов, кроме голубого, зеленого и коричневого. Также могут запретить непрозрачные бутылки любого цвета, кроме белого. И несколько других видов упаковки. Отмечается, что все они не приспособлены к переработке. Речь при этом идет только о таре для пищевой промышленности.
Голубые, зеленые и коричневые полупрозрачные бутылки для людей привычнее, отмечает Минпромторг. И поэтому именно их оборот предлагается сохранить. Точно так же и с бутылками полностью белого цвета — в основном в них разливают молочную продукцию.
Инициативу запретить оборот некоторых видов пластика в упаковке Минпромторг подготовил еще в ноябре 2023 года. После этого дали высказаться всем участникам рынка. И большинство предложений бизнеса учли, отмечает президент Союза производителей соков, воды и напитков Максим Новиков. Однако вопросы остаются.
Максим Новиков президент Союза производителей соков, воды и напитков «Степень зелени, коричневости и всего остального из текущего текста акта определить невозможно. Наше предложение — добавить слов и оттенков. И, соответственно, в той конструкции, которая сейчас вывешена, смущают очень короткие сроки — 1 сентября, это нереалистично. У многих производителей есть длительные контракты либо закупленные объемы упаковки, которые они не успеют использовать за такой короткий период. Мы все-таки рассчитываем, что мы найдем консенсус, потому что, когда вводятся новые требования, например на уровне техрегламентов, переходные периоды — от 12 до 36 месяцев».
Также Минпромторг предлагает запретить многослойные ПЭТ-бутылки и упаковку из ПЭТ, которую обернули этикеткой из ПВХ. Однако здесь решением может стать перфорация на этикетке, чтобы ее можно было легко снять и утилизировать отдельно. Однако неизвестно, устроит ли такое предложение Минпромторг. Публичное обсуждение проекта постановления продлится до 11 апреля. К тому же главный критерий — получится ли такую пленку в итоге переработать, здесь должна прозвучать позиция регионального оператора.
Бизнес беспокоит, коснется ли запрет еще и термоусадочной пленки, в которую оборачивают сразу несколько бутылок для транспортировки. Потому что достойной альтернативы этой упаковке нет, указывает сооснователь производства «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» Владислав Чебурашкин:
Владислав Чебурашкин сооснователь производства «Братья Чебурашкины. Семейная ферма» «Групповые упаковки, когда вы упаковываете четыре или шесть пакетов или бутылок, делаются из полиэтилена, они обтягиваются, [идет] термоусадка. Они обтягиваются в специальном аппарате под температурой, и после этого их доставляют в магазин, по-другому доставлять, по одной бутылке — это неудобно и невозможно. Если говорить про картонную коробку, она либо выкидывается, либо утилизируется, то есть тоже проблема. Мы разливаем в прозрачный ПЭТ и в белый ПЭТ, нам переходить с синего или зеленого цвета не нужно, перейти на цвет было бы, наверное, не проблемой. Я думаю, что можно купить проформы, заготовки, из которых выдуваются бутылки, это не проблема, но надо, чтобы это гармонировало с дизайном, с этикеткой, то есть будут вопросы».
Бизнес предлагает вместе с белым цветом бутылки оставить и черный — для некоторой продукции это критично. Это энергетики и другие безалкогольные напитки. Другие цвета, такие как синий, зеленый, красный, не слишком популярны, производители в основном предпочитают вешать этикетку на полупрозрачную тару. Но с точки зрения переработки логичнее было бы отказаться и от полностью белого пластика, а молоко упаковать в тетрапак. Продолжает основатель проекта ProEcoPen Илья Цигельницкий:
Илья Цигельницкий основатель проекта ProEcoPen «Судя по тому, что цветную запрещают, региональных операторов все-таки послушали — они за это бьются уже давно. И за термоусадку тоже регоператоры бьются. Можем пойти дальше и немножко подумать, почему молочные оставляем. Для молока существует куча упаковки, гораздо более предназначенной для этой перевозки, для работы с молоком, они прекрасно сохраняют молоко, и не надо мучиться, не надо ухищряться, не надо эту бутылку красить в белый цвет».
Вопрос об удобстве переработки той или иной упаковки должен решать региональный оператор, добавляет Цигельницкий. Эта проблема скорее практическая: чтобы принять решение о переработке пластика, должен быть востребованный продукт, который из него можно создать. И часто возникают сложности, если упаковка окрашена в яркий цвет.
На рынке считают, что введение запрета на упаковку должно быть поэтапным и что, скорее всего, в ходе обсуждения его перенесут.