Минпромторг предложил начать маркировать и бакалейную продукцию

Минпромторг предложил провести эксперимент по маркировке бакалейной продукции. Он пройдет с 1 июля 2024 года по 28 февраля 2025 года. Об этом сообщается на сайте министерства. Речь идет о приправах, специях, соусах, уксусе, сухариках (за исключением панировочных), чипсах, семечках, попкорне и снеках.

Минпромторг предложил начать маркировать и бакалейную продукцию
© BFM.RU

Цель введения маркировки — борьба с распространением некачественной продукции и контрафакта. Оператором на безвозмездной основе выступит Центр развития перспективных технологий, занимающийся развитием цифровой маркировки «Честный знак». Все необходимое для маркировки участникам эксперимента также предоставят бесплатно.

Говорит замгендиректора Центра развития перспективных технологий Реваз Юсупов:

— Компании, которые захотят войти в проект по цифровой маркировке, подготовятся к обязательным требованиям по маркировке, которые, вероятно, наступят позже. Они имеют сейчас эту возможность, все коды выдаются бесплатно, все оборудование мы как оператор системы выдаем бесплатно вместе с различными интеграторами, которые выбирают сами компании. Что уже можно сказать про маркировку пищевой промышленности? Несколько категорий уже маркируются, в первую очередь — это все виды молочной продукции, а также вода. Если про молочку говорить, то, во-первых, с 1 мая запустился, например, в магазинах разрешительный режим, когда касса, проверяя информацию о коде в системе «Честный знак», будет автоматически блокировать какую-то просроченную продукцию, какую-то нелегальную продукцию, то есть защита людей будет происходить без участия людей. Если говорить про какие-то подтверждающие цифры, как маркировка работает в пищевке, в молочной продукции: когда мы начинали маркировать, уровень фальсификата оценивался примерно в 30% и чуть больше. Что я имею в виду? Это ситуации, когда завод покупал меньше сырья, чем производил готовой в итоге продукции. То есть, условно говоря, заехало 100 литров молока, а выехало 2 тонны сыра. Мы сверяем эту информацию с системой «Меркурий», которая контролирует сырье, и с этой системой маркировки отдают всю готовую продукцию. Таким образом, с 30% мы начинали, за два года уровень этого товара с признаками фальсификации сократился с 30% до 0,5%, примерно в 60 раз. А вот про разрешительный режим, если к нему тоже вернуться, то крупные сети — «Магнит», Х5 и другие — добровольно, не дожидаясь 1 мая, внедрили у себя эту функцию, она тоже абсолютно бесплатная. В одной из этих двух торговых сетей, которые я перечислил, уровень продаж просрочки сократился за первый же месяц в 33 раза. По воде тоже могу привести пример. Заводы работали и до маркировки, просто с появлением маркировки они не могут продолжать работать в тени, они вынуждены обеляться, соблюдать все требования качества. И таким образом отрасль воды обелилась больше чем на 30%. До маркировки считалось, что есть порядка 1300 компаний-производителей, а оказалось, что их еще на 500 больше. Фискальный эффект — дополнительные доходы государства в виде налогов за счет обеления экономики, за счет маркировки оценивается сейчас чуть больше чем в 800 млрд рублей за пять лет.

— Как это на ценах отражается?

— Никак, нигде, хоть в дешевой, хоть в дорогой продукции мы видим, что нигде на ценах это не отразилось. Это подтвержденный факт и нами, и Росстатом — всеми, кто за этим призван в России следить.

Обязательная маркировка в национальной системе «Честный знак» уже действует для целого ряда товаров — упакованной воды, меховых изделий, лекарств, обуви, табачной продукции и других. Производители неоднократно предупреждали о подорожании продукции в связи с этим требованием. В 2024 году начались эксперименты по маркировке косметики и бытовой химии, учебников, планируется эксперимент по маркировке новых медицинских изделий, в их числе презервативы.