Торты с бархатным покрытием и скульптуры из карамели. Как в Москве обучают будущих кондитеров

Они знают, что в основе пышного теста не только мастерство, но и хорошее настроение повара. Умеют готовить десерт с вялеными томатами и базиликом. Отличают кулич массового производства от приготовленного по традиционным русским рецептам. Создают произведения искусства из шоколада и карамели. Студенты, которые учатся по специальности «поварское и кондитерское дело» в колледже сферы услуг № 10, могут приготовить десерты на любой вкус.

Торты с бархатным покрытием и скульптуры из карамели. Как в Москве обучают будущих кондитеров
© Mos.ru

3 мая в России отмечается День кондитера. В преддверии профессионального праздника корреспондент mos.ru заглянул на кухню к мастерам сладостей. Рассказываем, как в колледже сохраняют традиции и учат экспериментировать, сколько килограммов шоколада и сливочного масла ежедневно поставляют в лаборатории для практических занятий, зачем нужны шкафы шоковой заморозки, куттеры и инфракрасные лампы.

Повар, скульптор и художник в одном лице

Колледж сферы услуг № 10 на первый взгляд может показаться обычным учреждением образования. Только в некоторых учебных классах перед студентами не доска, а барная стойка с самым современным оборудованием для бариста и барменов, разными сиропами для кофе, а в лабораториях — не микроскопы, а духовые печи, плиты и холодильники. На всех ребятах униформа: кителя и фартуки, поварские колпаки.

«На поваров-кондитеров в нашем колледже учатся более тысячи человек. Они осваивают основы поварского дела, химию и биологию (чтобы понимать, как взаимодействуют ингредиенты), но акцент в учебе сделан на практических навыках. Трудно представить себе более вкусную профессию, чем кондитер. Но это не только тот, кто готовит сладости. Он еще скульптор и художник: экспериментирует со вкусами, лепит декор, придумывает подачу. Ребята оттачивают все навыки, которые пригодятся им в будущей профессии. Выпустившись, они могут работать в кафе, ресторанах, кондитерских, на производствах тортов, десертов, конфет»,  отметила Екатерина Писарик, директор колледжа сферы услуг  10.

Учащиеся колледжа угодят как поклонникам классических десертов, так и любителям неординарных угощений. Торты «Медовик», «Наполеон», «Птичье молоко» — база для кондитера. При их приготовлении важно не нарушить рецепт, чтобы гость получил тот вкус, который любит с детства. А легендарная «Прага», несмотря на кажущуюся простоту, отличается сложной рецептурой. Студенты знают секреты, без которых этот торт не получится. Они также готовят шоколадные, ванильные, клубничные суфле и муссы, брауни, сдобные рулеты и другие лакомства, а еще торты с глянцевым и бархатным покрытием.

«Накануне Пасхи ребята учились печь куличи. В XX веке рецепт трансформировался под нужды массового производства, и это скорее была обычная сдобная выпечка, чем традиционный пасхальный хлеб. Поэтому мы используем дореволюционные рецепты. Качественное сливочное масло, свежие яйца, мука высшего сорта, густые сливки — без этих продуктов классический кулич не приготовить. В частности, студенты пекли его по рецептам XIX века», — рассказала Екатерина Писарик.

Сергей Собянин: Модернизируем 230 мастерских и лабораторий в колледжах МосквыБисквиты, торты, пирожные: Главархив публикует семейные рецепты XIX века ко Дню кондитера

Килограммы шоколада и вафельницы вместо тетради с ручкой

Утро в колледже начинается с доставки продуктов. Для кондитеров ежедневно привозят около 500 яиц и 200 килограммов шоколада, десятки килограммов сливочного масла, ягоды, фрукты, овощи, пряные травы и многое другое. Когда ребята приходят в мастерскую, ингредиенты их уже ждут.

Помимо продуктов, для практики нужно оборудование. В этом году в колледже открылась новая лаборатория, где воссозданы условия пищевого производства. Мы зашли в гости, когда в ней проводили мастер-класс. Повара в колпаках, мощные вытяжки, чистая посуда на подносах, соусы, варящиеся на индукционных плитах, — создается впечатление, будто попал на кухню современного ресторана.

Педагог Сергей Андреев показывает ребятам, как готовить панакоту. Основу он сделал из сливок, молока и желатина, затем добавил эспрессо, желе из малины и вишни, а сверху положил мяту, цедру и ломтик лайма. После демонстрации студенты приступили к приготовлению своих десертов, а Сергей Андреев рассказал об оснащении новой мастерской.

«В нашем арсенале оборудование для разных десертов: фритюрницы для пончиков, вафельницы, фризеры для мороженого. В дегидраторах сушим чипсы из апельсинов, клубники, груш, яблок. Некоторая техника  редкость даже для ресторанов, но студентам нужно уметь с ней работать. Например, пакоджет измельчает замороженные продукты без разморозки, сохраняя консистенцию и вкус. Можно смешать в нем замороженные копченую семгу и сливки. Получившийся холодный мусс погружаем в сладкий рожок  и сладко-соленое мороженое готово. Мы называем себя продавцами счастья. Ведь съев десерт, люди чувствуют себя счастливыми»,  подчеркнул педагог.

Шкафы шоковой заморозки пригодятся, когда десерту нужно быстро остыть (той же панакоте). Для этого ему понадобятся считаные минуты, а не час хранения в холодильнике. Инфракрасные лампы, наоборот, не дают продукту застыть. С их помощью вылепливают декор из карамели. Помимо этого, в лаборатории представлены пароконвектоматы (для приготовления блюд на пару), миксеры, блендеры, куттеры (для смешивания фисташковых, миндальных и других паст), рециркуляторы (для обеззараживания кухонных инструментов).

Сергей Собянин: Модернизируем 230 мастерских и лабораторий в колледжах МосквыИндейцы, шоколадный медведь и робот: исследуем кондитерскую фабрику на экскурсии проекта «Открой#Моспром»

Строгие пропорции и креативное мышление

Практиковаться в новой лаборатории одновременно могут две-три группы. Мы застали еще один мастер-класс, который проводит педагог Камила Курбанова. Она опускает края вафельного рожка в растопленный шоколад и обваливает их в яркой посыпке. Это украшение для кремового десерта. Преподаватель объясняет ученикам, в каких пропорциях добавлять ингредиенты.

«Для новичков лишние 510 граммов воды в тесте не имеют значения, а потом они удивляются, что замес получился жидким. И хорошо, что ошиблись во время обучения, а не в ресторане или на производстве. Я корректирую их на каждом этапе, и в итоге блюдо, как правило, получается всегда. Помимо соблюдения технологии, ребятам важно уметь работать в команде. Они часто пытаются встать в пару с друзьями, но на работе их ждет новый коллектив. А выйдя из зоны комфорта, повар может совершить ошибку. То же дрожжевое тесто чувствует энергию человека  в плохом настроении его пышным не сделаешь»,  отметила Камила Курбанова.

Одной из своих ключевых задач педагог называет развитие у студентов аналитического мышления. Она предлагает группе порассуждать, почему может не получиться рецепт, а также просит приготовить необычный десерт.

«Выдаю ребятам инжир, тархун и огурец. Они должны решить, войдет ли ингредиент в состав угощения или станет его украшением. Могу задать приготовить десерт из вяленых томатов и базилика. Сначала они теряются, потом смелеют и приступают каждый к своему творению. Иногда пробуем сочетать несочетаемое: например, каштан, вяленый томат, бекон и дыню. Эксперименты не всегда удачные, но благодаря им ребята не боятся креативить, отходить от классики», — добавила Камила Курбанова.

Конкурсы профессионального мастерства и уроки шеф-поваров

Студенты взаимодействуют с ведущими кондитерами Москвы. Шеф-повара проводят для них мастер-классы. С первого курса начинается практика на кондитерских предприятиях.

«Студенты также участвуют в профессиональных конкурсах, таких как Московские мастера. Оценивается все: вкус десерта, его внешний вид, искусство подачи. Таким образом ребята реализуют себя, получают обратную связь от экспертов. В жюри присутствуют рестораторы, которые часто приглашают молодых поваров на работу»,  рассказала Екатерина Писарик.

Студентка четвертого курса колледжа Ксения Камаринская заняла на конкурсе «Московские мастера» второе место в компетенции «Кондитерское дело». Она увлечена кондитерским искусством и считает себя в первую очередь художником, а не кондитером.

«Среди моих произведений — пряники, на которых объемной глазурью нарисованы две девушки с самоваром, шоколадный Чеширский Кот весом около шести килограммов, фигура Чиполлино из карамели. Мне нравится фантазировать, и колледж предоставляет все возможности для реализации. Преподаватели помогают развить воображение, мотивируют участвовать в конкурсах, вдохновляют расти профессионально. Я планирую поступать в кулинарный вуз и творить дальше», — поделилась студентка.