Войти в почту

Экологическая лаборатория, сити-ферма и студия шоколада. Как устроен детский технопарк пищевых производств Росбиотеха

Школьные каникулы не повод скучать. Можно, например, посетить летние курсы и интенсивы в детских технопарках. Это учебно-экспериментальные площадки с высокотехнологичным оборудованием, где есть возможность попробовать себя в таких профессиях, как авиаконструктор, робототехник, веб-дизайнер, врач. В их числе — технопарк «Superfood технологии», полигон для изучения инноваций в сфере пищевого производства.

Экологическая лаборатория, сити-ферма и студия шоколада. Как устроен детский технопарк пищевых производств Росбиотеха
© Mos.ru

В июне ему исполнилось два года. Как маленькие эксперты оценивают качество продуктов и выращивают микрозелень, можно ли на 3D-принтере напечатать шоколадную шахматную доску и блины и что такое нейросенсорика — в материале mos.ru.

Детский технопарк как лестница, ведущая в мир науки

Когда оказываешься внутри технопарка, создается впечатление, будто попал на современное предприятие: в лабораториях за передовым оборудованием работают специалисты в халатах и перчатках. Но на самом деле это у школьников проходит урок под руководством опытного наставника. Коридоры украшены табличками с вдохновляющими цитатами. Например, писатель и психотерапевт Владимир Леви советует: «Никогда не бойся делать то, что не умеешь, иначе ничему не научишься».

Технопарк «Superfood технологии» расположен в районе Сокол по адресу: улица Врубеля, дом 12. Он был создан на базе Российского биотехнологического университета (Росбиотех) в 2022 году. Его можно назвать первой ступенью лестницы, ведущей к профессии биотехнолога. Большинство направлений обучения здесь связано с пищевым производством. Об этом рассказала Анастасия Тимофеева, директор технопарка.

«У нас открыты уникальные лаборатории, аналогов которым нет в городе: от экологической и биотехнологической до шоколадной студии и лаборатории леденцов и атласной карамели. Поступить могут школьники 1–11-х классов. Группу и направление подбираем под запросы ученика. Первоклашки начинают с мастер-классов по выращиванию микрозелени, производству шоколада и упаковки. Ребята постарше культивируют клетки, разрабатывают продукты питания, изучают патогенные микроорганизмы. Можно попробовать все программы обучения или сконцентрироваться на одной, например экологической. Те, кто участвовал в конкурсах, олимпиадах и конференциях, получают до 10 дополнительных баллов к результатам единого государственного экзамена. В вуз наши выпускники приходят с багажом знаний и компетенций в выбранной профессии», — уточнила Анастасия Тимофеева.

Аудитория курсов детских технопарков Москвы выросла почти в полтора разаСергей Собянин открыл детский технопарк «Наукоград» на базе Московского финансово-юридического университетаРобототехника, нейросети и VR: Сергей Собянин рассказал о возможностях детских технопарков Москвы

Инновационная теплица и зеленые чемоданчики экологов

В технопарке открыты три полигона: биотехнологический, полигон цифровых и аддитивных технологий, полигон качества и нейросенсорных технологий. На территории первого расположилась сити-ферма — инновационная многоуровневая теплица. В контролируемом микроклимате созревают огурцы, помидоры, баклажаны, рукола, шпинат, мелисса и даже питахайя, она же драконий фрукт. В прошлом году юные растениеводы высадили малину и сами опыляли ее при помощи кисточки, ведь насекомых на ферме нет.

Как только заходишь в теплицу, в нос ударяют ароматы свежей листвы и пряных трав. На вопрос «Вы ощущаете разницу между выращенной вами зеленью и магазинной?» учащиеся хором кричат: «Да! Наша свежее и душистее». Сегодня их учили высаживать семена базилика. Ученик Иван Побегайло (девять лет) поделился секретами, которые сам только что узнал.

«Мы используем не грунт, а минеральную вату. Складываем ее в горшок, смачиваем водой, высаживаем семена базилика. Потом ставим горшки под ультрафиолетовые лампы. Красное излучение нужно, чтобы листочки были ароматными, синее — чтобы растение зацветало. Их можно включать одновременно и по очереди. Поливать базилик не нужно, для этого есть специальная система. Она подает воду автоматически, когда растению хочется пить», — рассказал он.

По соседству с сити-фермой находится экологическая лаборатория. В ней изучают влияние заводов на окружающую среду. Каждого ученика здесь ждет зеленый чемоданчик — индивидуальный набор эколога, состоящий из оборудования и реактивов для проведения экспертиз. В микроскопах ребята анализируют состав почвы, воды и воздуха, чтобы не допустить превышения концентрации загрязняющих веществ.

Разработка новых рецептур и эксперименты с консервантами

На биотехнологическом полигоне также размещена химическая лаборатория — это пространство для опытов. А лаборатории биотехнологических исследований и культивирования клеток можно назвать зонами творчества. Подростки тут погружаются в профессию биотехнолога. Они узнают методики соединения разных микроорганизмов: будут ли те «дружить», какой продукт из них получится. Создают безлактозные кефиры и растительные напитки, обогащенные витаминами и минералами. В лаборатории оценки качества и безопасности можно оценить свою работу. Еще здесь проверяют продукты известных брендов и пробуют улучшить их свойства, добавил педагог Владислав Ткаченко.

«Экспертизе подвергаются молоко, соки, чай и другие продукты. Прежде всего, проводим органолептический анализ: пробуем, нюхаем, трогаем. Если речь идет о газировке, тогда и слушаем. Кроме того, ребята проводят экспресс-тесты на патогены, расшифровывают составы, экспериментируют с консервантами, тестируют свое цветовое зрение (если с одним из спектров есть проблемы, это следует учитывать в работе). В исследованиях мы опираемся на государственные стандарты и технические регламенты», — подчеркнул Владислав.

Преподаватель показывает приборы, которые помогают в проведении экспертиз: множество лабораторных и аналитических весов, водяные бани. Кислотность продукта измеряют pH-метры, процент содержания воды — анализаторы влажности. С помощью вакуумной установки возможно, например, превратить базилик в пищевой ароматизатор.

3D-печать шоколадом и нейроэйр

Мы гуляем по полигону цифровых и аддитивных технологий. В классе прототипирования и проектной деятельности дети изобретают роботов, а еще сканируют предметы, дорабатывают их в компьютерной программе и распечатывают на 3D-принтере. 3D-принтер есть и в лаборатории пищевых аддитивных технологий, но вместо пластика он использует шоколад и тесто. Учащиеся моделируют фигуру, настраивают подачу ингредиента, температуру — и готово: получается новогодняя елка, здание или шахматная доска из темного и белого шоколада. Принтер печатает даже блины с узорами. Это тот случай, когда первый блин не будет комом.

На полигоне качества и нейросенсорных технологий открыто еще шесть инновационных лабораторий. Первая — товароведческой экспертизы — работает на стыке химии и экономики. Ребята разбираются, как повысить стоимость продукта, привлечь внимание покупателя, угодить его потребностям. В лаборатории Packaging of the Future изготавливают экологически безопасную упаковку, в лаборатории нейросенсорики и нейрофлейвористики проводят сенсорный анализ пищевых продуктов и ароматов. Когда мы зашли, дети толпились возле стола и подносили к носам с виду одинаковые флаконы. Им нужно было определить, чем пахнет: какао, шоколадом, а может быть, карамелью. Это не так просто, как кажется, и ученики совещаются. Преподаватель Данила Васильев показывает нам нейроэйр — изобретение, распыляющее запах. Эта лаборатория, как и многие другие, создана совместно с партнерами.

«Мы можем запрограммировать состав и концентрацию аромата, а потом выдать его через нейроэйр. Также в лаборатории мы отслеживаем, как меняется наша реакция на один и тот же запах в разных условиях (в темноте, при проигрывании музыки), а еще “иллюстрируем” ароматы из фильмов, скажем, цветка или блюда, показанного на экране. Учимся придавать сладость продукту, добавляя не сахар, а ароматизаторы», — поделился Данила Васильев.

Самые же «вкусные» площадки детского технопарка — студия шоколада и лаборатория леденцовой и атласной карамели. Это миниатюрные кондитерские фабрики, оборудованные дробильной машиной для какао-бобов, котлами для варки карамели, тянульной машиной, смешивающей карамельную массу, аппаратами для приготовления монпансье.

«Задача детского технопарка заключается в том, чтобы доказать школьникам: производство — это не монотонная и скучная работа, а увлекательные исследования и создание технологий будущего. Пищевое предприятие сегодня стоит на трех китах: экологичности, безопасности, инновациях. Такой же подход мы прививаем нашим воспитанникам», — заключила Анастасия Тимофеева.

Умная шнуровка обуви, система мониторинга дорог и город живых игрушек: что изобрели учащиеся детских технопарковКораблик на пульте управления, умные ворота и роботы: что изобретают столичные школьникиОсвоить Python и собрать робота: что предлагает школьникам детский технопарк Московского политеха