В этом убежден генеральный директор рыбокомбината «Ханты-Мансийский» Алексей Павлович Федяев. Он рассказал, как на предприятии модернизируют производство, строят новый цех площадью две тысячи квадратных метров, внедряются инновационные методы, в том числе результаты научных разработок в области пищевых технологий.

«У нас бизнес – социально-ответственный!»
© Официальный информационный портал Администрации города Ханты-Мансийска

ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

– Алексей Павлович, наверное, не случайно это интервью выйдет в свет накануне главного праздника всех сибирских мужиков…

– Ну, у мужчин праздников много, а День рыбака – лишь один из них. Тем не менее, поздравляю всех горожан – и тех, кто ловит рыбу, и тех, кто любит ее есть!

– Для начала расскажите, пожалуйста, об основных этапах вашей биографии!

– Родился в Ханты-Мансийске, родители были рабочими. Закончил школу №5, затем Югорский государственный университет по специальности «Экономика и управление на предприятии природопользования». Со студенческой скамьи увлекся разработкой различных инвестиционных проектов, в свое время становился победителем региональных конкурсов «Золотое будущее Югры» и «Молодежный бизнес-инкубатор». Семь лет работал в лизинговой компании, с 2014 года – в Фонде развития Югры, где прошел путь от главного специалиста до заместителя генерального директора. В процессе трудовой деятельности проходил обучение и повышал квалификацию в Московской школе управления «Сколково», Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Год назад возглавил рыбокомбинат «Ханты-Мансийский». Кстати, создание на его базе одного из крупнейших в УрФО рыбоперерабатывающих предприятий – это тоже один из инвестиционных проектов, сопровождаемых Фондом развития Югры. Проект реализуется по поручению Правительства автономного округа при поддержке администрации города Ханты-Мансийска.

НАТУРАЛЬНЫЕ КОНСЕРВАНТЫ ИЗ КЛЮКВЫ И ОСИНЫ

– Что меняется на рыбокомбинате сейчас, каким он предстанет завтра?

– В первую очередь меняется цель и миссия предприятия. Основной задачей для нашей команды является разработка и запуск продаж новых продуктов из речной рыбы с глубокой переработкой сырья и добавленной стоимостью. Для этого, во-первых, ведется модернизация производства, строительство нового цеха площадью две тысячи квадратных метров.

Во-вторых, внедряются инновационные механизмы, в том числе результаты исследований и разработок прикладной науки в области пищевых технологий. У нас заключено соглашение с Ханты-Мансийской медицинской академией об инновационном партнерстве и научно исследовательских работах. Совместно мы ведем разработку функционального и спортивного питания из речной рыбы. Мы уже научились извлекать из рыбного сырья чистый концентрированный белок, который используется как основной компонент питания. Это высокотехнологичный процесс, он осуществляется в вакууме при температуре минус 45 градусов. В этих условиях в продукте сохраняются витамины и макроэлементы, а сама белковая клетка сохраняет свою структуру, что позволяет улучшить процесс усвоения белка по сравнению с соевыми и молочными аналогами. Сейчас ведется разработка рецептов на основе производимого компонента. До конца года мы планируем разработать не менее 15 новых видов продукции из рыбы, в том числе протеиновые батончики и сухие смеси. Отдельные образцы мы показывали предпринимателям в Китае, и те выразили заинтересованность в приобретении нашей продукции.

В-третьих, мы начали активную работу по продвижению продукции в федеральных и региональных торговых сетях. Запросы ритейла нацелены на максимальное увеличение срока реализации продукта, поэтому большинство производителей активно использует различные консерванты и модификаторы вкуса. В этих условиях наша задача сохранить аутентичный вкус натурального продукта, полезные свойства и выполнить при этом требования пищевого ритейла. Задача, прямо скажу, не тривиальная, но выполнимая. Мы сейчас выпускаем линейку рыбных закусок из филе и фарша язя, леща, карася, в которых применяются натуральные консерванты, содержащиеся в клюкве и осине.

РАЗОГРЕЛ И СЪЕЛ

– Кардинальные технологические изменения потребуют и создание новых производственных мощностей…

– Конечно. В настоящее время активно ведем строительство нового перерабатывающего комплекса, в котором будут располагаться пять цехов. Первые два – разделки рыбы, а также копчения и вяления, которые позволят получить отличную продукцию фабричного качества, при котором в ней точно не будет описторхоза и любого рода болезнетворных микроорганизмов.

Еще один цех – линия по производству пресервов. Концепция под названием «Разогрел и съел» будет определять задачи цеха полуфабрикатов. В результате маркетинговых исследований сложилось понимание о неготовности населения тратить на приготовление еды более 30 минут. В среднем на приготовление ужина у семьи уходит 45 минут, а если использовать для этого полуфабрикаты, то время сокращается до 15 минут. Поэтому реализация данного направления носит и социальный фактор, ведь покупатель будет приобретать не продукт, а время для жизни, которое может потратить на какие-то более полезные цели.

Пятый цех будет производить готовые блюда. Завершим строительство всего комплекса уже в этом году, надеюсь, что и первую готовую продукцию из этого цеха удастся получить нынче. Таким образом, мы апробируем новый вкус, привлекаем лучшие профессиональные кадры – увлеченных людей, которым даем возможность для творчества, под контролем прикладной науки создаем продукт с лучшими характеристиками.

– Какова на сегодняшний день численность коллектива?

– По штату 124 человека. Но в ходе реализации нового проекта планируется создание более 165 рабочих мест. В нескольких районах округа будут расширены рыболовные участки, мы организуем собственный вылов, привлекая в штат рыбаков. Чтобы выпуск продукции был рентабельным, необходимо увеличить объемы переработки собственного сырья до 1800 тонн в год.

– Но ведь для этого потребуется установить в местах вылова промышленные холодильники, приобрести специальные рефрижераторные судна, обучить профессиональных рыбаков.

– На самом деле в округе для этого уже есть многое, надо собрать необходимые элементы воедино. Хочется помочь сохранить традиционные виды деятельности и дать молодежи, особенно в сельской местности, возможность заработать. Да, необходимо думать и о таком аспекте, ведь у нас бизнес – социально ориентированный.

ХАНТЫ-МАНСИЙСК – МОЯ РОДИНА

– Сами-то вы употребляете продукцию рыбокомбината «Ханты-Мансийский»?

– Конечно. Больше всего нравятся снеки из филе язя, в которых полностью сохраняется вкус язя, вяленного колодкой.

– А в свободное время берете в руки удочку или спиннинг?

– Увы, на это совершенно нет времени.

– Чем занимаются ваши близкие?

– Жена Татьяна работает в системе ЖКХ, сыновья Дмитрий и Никита - школьники.

– Вот мы и подошли к традиционному финальному вопросу – о Ханты-Мансийске…

– Он – моя Родина. Очень хочу, чтобы город процветал, рос и был известен в мире не только биатлоном, но и своей продукцией!

Андрей Рябов