Проект Роспотребнадзора "Здоровое питание" охватил почти все субъекты РФ

Более 70 процентов потребителей стали придерживаться принципов здорового питания, а рынок таких продуктов с каждым годом растет на шесть процентов, показали исследования. Пищепром, общепит и торговля стараются удовлетворить спрос на ЗОЖ, но, согласно опросам, найти полезную еду не так-то просто. Производители ссылаются на то, что себестоимость этой продукции гораздо выше, а покупатели еще не готовы отдавать за нее любые деньги. Вместе с тем в продвижении правильного рациона участвует государство: проект Роспотребнадзора "Здоровое питание" охватил почти все субъекты РФ. В ходе его реализации специалисты пришли к выводу, что надо учитывать пищевые традиции регионов.

Проект Роспотребнадзора "Здоровое питание" охватил почти все субъекты РФ
© Российская Газета

Сколько людей - столько и представлений о здоровом питании. Один готовит дома из фермерских продуктов, другой записался в вегетарианцы и скупает зеленую гречку, третий просто не ест чипсы. На самом деле все четко прописано в законодательстве.

- Не так давно были приняты изменения в федеральный закон о качестве и безопасности пищевых продуктов, - отметила на сессии ПМЭФ глава Роспотребнадзора Анна Попова. - Теперь он дает определение качества, которое включает три базисных критерия: продукт должен быть безопасным, соответствовать заявленным потребительским свойствам и обеспечивать организм всем необходимым.

Полезная еда не может быть сильно переработанной, а также содержать много жиров, соли и сахара, подчеркнул в комментарии "РГ" председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. По его мнению, найти ее в магазинах и общепите можно, если не обращать внимания на маркетинговые заявления и выбирать простые продукты, чтобы потом самому из них готовить. Но многие экономят время и покупают не слишком полезные полуфабрикаты.

- Проблема в том, что в России отсутствует маркировка товаров, информирующая потребителей о пользе или вреде продуктов, - считает эксперт. - На их упаковке нет так называемых "светофоров": красный цвет - нездоровая еда, желтый - с незначительными отклонениями от нормы, зеленый - здоровое питание. Кроме того, нельзя забывать, что полезнее всего сезонная продукция.

Надо выбирать в магазинах "сырые" продукты - овощи, фрукты, мясо, рыбу, крупы, соглашается тренер-нутрициолог Виктория Протасова. По ее словам, с надписями "эко" на упаковке следует быть осторожными: они означают, что продукция произведена без ГМО, минеральных удобрений, синтетических гербицидов или регуляторов роста, но при этом ГОСТ разрешает использовать другие, не менее "химические" добавки.

- Здоровая еда должна быть сбалансированной и разнообразной, - подчеркивает нутрициолог Алена Чернова. - Исследования показывают, что можно питаться обычными продуктами - не фермерскими и не органическими, - но при этом получать пользу для здоровья. В магазинах надо выбирать продукты, которые не прошли глубокую переработку, а в кафе изучать меню и уточнять у официантов, из чего и как приготовлено то или иное блюдо.

Качественные экологичные продукты имеют небольшой срок хранения, и это одно из главных препятствий на пути к удовлетворению спроса на здоровое питание, считает нутрициолог Венера Закирова. Еще одна проблема - многие не понимают, на что ориентироваться и как найти действительно здоровую еду. В этой ситуации лучше покупать цельные продукты (например, мясо вместо котлет), обращать внимание на состав, но в то же время не особо доверять громким словам на этикетках. Если там написано "без сахара" - скорее всего, в продукте есть подсластители, предупреждает специалист.

Сейчас под вывеской "эко" продается и самая обычная еда. Однако скоро производители не смогут использовать "зеленую" карту так широко.

- С 1 сентября 2025 года вступят в силу новые правила маркировки органической продукции, - отмечает директор практики "Рексофт Консалтинг" Кирилл Малышев. - Слова "экологически чистый", "зеленый", "органический", сокращения "эко" и "био", а также похожие по значению можно будет использовать только для маркировки продукции, полученной методом органического производства. Закон очень важный, но как он будет исполняться, пока не совсем ясно. Недобросовестные производители все равно смогут манипулировать этими определениями. В любом случае надо смотреть на состав продукции.

Если раньше покупатель не читал этикетки, то сегодня внимательно их изучает, подчеркнула представитель крупного мясоперерабатывающего производства Анастасия Михайлова на тематической сессии ПМЭФ. По ее словам, предприятия перестраиваются.

- Мы работаем над составами продуктов, чтобы они были максимально натуральными, без "Е"-добавок и других компонентов. Это усложняет их хранение на полке и поддержание товарного вида. Но сегодня есть технологии, которые позволяют найти решение, - рассказала представитель пищепрома.

Рынок полезных продуктов будут развивать с учетом региональных традиций

Отдельная тема - рыба, важный компонент здорового питания. Минздрав рекомендует каждому съедать в год по 28 килограммов рыбной продукции, но фактически этот показатель упал до 22 кило. Причем дикий морской улов уходит на экспорт, а в российские магазины поступает менее полезная продукция аквакультуры. Чуть лучше, чем в целом по РФ, дела обстоят на Дальнем Востоке и Северо-Западе, где это традиционная еда и ее достаточно.

- Страна у нас большая и очень разная. Наши эксперты пришли к выводу, что надо идти в сторону регионализации меню - учитывать традиции пищевого поведения, а также дефициты, с которыми сталкиваются территории. К примеру, в северных регионах не хватает витаминов, и в пандемию они раньше других показывали максимальные уровни заболеваемости, - пояснила Анна Попова.

Продукты, завозимые на Север, зачастую уже не содержат необходимого набора макро- и микронутриентов, подчеркивает заведующий отделом гигиены питания Федерального научного центра гигиены Андрей Сетко. Ученые определили дефицит и вместе с производителями создали два продукта профилактического питания, которые ввели в рацион детей в Арктике. Эту работу планируется распространить на всю страну.

- Мы должны компенсировать дефицит с учетом регионального компонента - находить проблемы у конкретных групп населения и целенаправленно работать с производителями. Ученые формируют идею, концепцию. А пищевая промышленность должна предложить для каждого региона полку продуктов, которые бы восполняли недостающие компоненты здорового питания, - считает Андрей Сетко.

Несмотря на рост спроса на полезную продукцию, он все еще остается недостаточным, и это основной барьер на пути развития рынка здоровой еды, полагает фитнес-тренер Денис Бекиш. Многие предпочитают дешевые, калорийные и вкусные, но вредные продукты. Изменить привычки мешают слабая осведомленность о пользе натуральной продукции, недоверие к их происхождению и высокие цены.

- Производство органических и экологически чистых продуктов требует больших затрат времени и ресурсов, что отражается на их цене, - резюмирует статс-секретарь Экологической палаты России Вадим Петров. - Не все производители готовы инвестировать в технологии и сертификацию. Кроме того, отсутствие четких регуляторных стандартов и контроля создает возможности для злоупотреблений. Необходимо усилить государственный и общественный контроль за качеством продуктов и их маркировкой, чтобы обеспечить прозрачность рынка и защиту прав потребителей.

Для продвижения ЗОЖ в еде нужны совместные усилия не только производителей и государства, но и самих потребителей, считает Денис Бекиш. При этом нельзя забывать и о просветительской работе. В июне стартовал новый всероссийский спецпроект "Ты то, что ты ешь". Познавательные события, рассказывающие о пользе здорового питания, пройдут во всех регионах.

Кстати

В России принята и реализуется Стратегия развития производства органической продукции до 2030 года. Среди основных целей, обозначенных в документе,- развитие внутреннего рынка такой продукции и наращивание ее экспорта. На инфографике обозначены целевые показатели Стратегии.