Где дешевле покупать продукты и можно ли сэкономить, закупаясь в дискаунтерах: инструкция для нижегородцев
Дискаунтеры – магазины без излишеств Что такое дискаунтеры Дискаунтеры позиционируют себя как магазины с низкими ценами. В народе их быстро окрестили магазинами для бедных и даже «нищемаркетами» Как мне показалось, часть позиций из продуктовой корзины в них действительно можно купить выгоднее, чем в обычном супермаркете. Но вот будут ли они безопаснее для здоровья… На рынке условно присутствуют два вида дискаунтеров: самостоятельные – например, «Светофор» – и относящиеся к известным торговым сетям, в частности «Чижик», входящий в X5 Group. На чем экономят Секрет низких цен в экономии, причем порой на очень важных для покупателя аспектах. Торговая площадка чаще находится в помещениях, где за аренду придется платить меньше. Это либо спальный район, либо небольшое помещение, либо и вовсе склад среди гаражей. В магазинах низких цен работает меньше персонала, а товары зачастую не выставляются на полках – их размещают прямо на паллетах или в коробках. Плюс к этому закупаться можно большими объемами, к примеру, упаковку сосисок взять не в стандартном весе 400 граммов, а пачкой весом 1 килограмм. Такие меры позволяют существенно снизить затраты магазина и не включать некоторые расходы в стоимость товаров. Однако в дискаунтерах наблюдается и ряд минусов – ограниченный ассортимент, минимальное присутствие разрекламированных брендов. Скидки на товары – редкость (и правда, зачем они нужны там, где и так цены «для нищих»). Личный опыт: гнилые овощи и курица с душком В рамках эксперимента для похода по «нищемаркетам» были выбраны четыре магазина – «Чижик», «Моя цена», Smart и «Светофор», в противовес им – два привычных супермаркета формата «у дома» («Пятерочка» и «Магнит»). Все они располагаются в Ленинском районе Нижнего Новгорода. «Чижик» С первого взгляда не скажешь, что магазин относится к дискаунтерам. Почти весь ассортимент товара разложен на полках, а не складируется на паллетах. Выкладка аккуратная, но нет разнообразия брендов. К примеру, крупы только одной марки, яйца одной категории, один производитель доминирует в колбасах и молоке. В торговой точке нет акций. Хотя это никак не смущает покупателей. Вечером буднего дня частично пустовали полки с хлебом, полупустыми оказались холодильники с мясом и курятиной. В корзинках для овощей были обнаружены яблоки с гнильцой. «Моя цена» Открыв дверь магазина «Моя цена», я поймала себя на 100-процентном ощущении, что я попала в «Магнит». Действительно, этот дискаунтер относится к тому же ретейлеру, но позиционирует себя как «магазин низких цен». Однако при сравнении стоимости продуктов двух представителей сети складывается впечатление, что об экономии в «Моей цене» не идет и речи. Стены магазина выкрашены в желтый цвет, который ассоциируется у многих с распродажами, такие же и ценники на товарах. Как будто на подсознательном уровне покупателю внушают: «Заходи, выбирай, оплачивай, у нас выгодно». Ассортимент товаров довольно широкий, кроме того, отсутствовала «коробочная» выкладка (то, за счет чего якобы экономят «нищемаркеты»). Smart Где я действительно заметила более низкие цены, так это в «Смарте». Здесь представлено много товаров собственных торговых марок «Сладкой жизни» наравне с популярными брендами. Товар разложен на стеллажах, простирающихся через все пространство магазина. Была бы площадь помещения больше, смело можно было бы назвать его гипермаркетом. Еще одно наблюдение: если не брать в расчет «Пятерочку» и «Магнит», здесь было больше покупателей, нежели в других торговых точках. «Светофор» А вот «Светофор» действительно больше подпадает под критерии дискаунтера. Сам магазин занимает что-то вроде ангара, внутри продукты лежат в коробках и на паллетах. Проходы между «полками» организованы как лабиринт. Ассортимент, к примеру, конфет и печенья, большой, а вот круп – напротив, невелик. Здесь нашлись продукты, которые я для себя назвала репликами известных брендов (вместо батончиков «35» продают конфеты «29», есть свои «Сникерс», «Марс» и «Рафаэлло»). В «Светофоре» не удалось набрать и половины продуктовой корзины, цены на которую было решено сравнить – ни овощей, ни фруктов, ни хлеба. Даже сахар не завозят, сообщила продавец. В холодильной комнате лежат рядом и колбасы, и сыры, и молочка, и открытое мясо. Такое товарное соседство мне показалось странным, к тому же там как будто присутствовали неприятные запахи – возможно, их причиной стали рыба в открытом ведре и ничем не обернутые куриные грудки в коробке. «Магнит» и «Пятерочка» Эти два супермаркета не требуют особого представления. Переступая через порог этих магазинов, ты узнаешь почти все представленные на полках бренды. Если уж не пробовал сам, то обязательно видел в рекламе. Основное отличие от дискаунтеров – широкий ассортимент, здесь тебе дают выбор, какие макароны или куриное филе взять на ужин. А сэкономить получится? Как мы уже выяснили, владельцы дискаунтеров экономят на всем. А получится ли это сделать у покупателей? В рамках эксперимента был определен продуктовый набор, в который вошли хлеб, рис, гречка, макароны, курица, фрукты и овощи. Где же дешевле закупаться? Стоит ли ехать специально в другой район за продуктами и мириться с отсутствием комфорта ради сбережения бюджета? Судя по количеству покупателей в магазинах, где я побывала, погоня за экономией заставляет нижегородцев закупаться в дискаунтерах. Правда, в некоторых случаях выгода оказалась мнимой. Определенный набор продуктов в магазине «Моя цена» обошелся бы в 1304 рубля, тогда как в «Магните» – в 1345 рублей. Еще дороже вышли бы товары в «Чижике» – там они потянули на 1386 рублей. А вот самыми экономичными оказались Smart (1251 рубль) и «Пятерочка» (1266 рублей). «Светофор» выбыл из гонки, так как в нем не получилось набрать и половины нужных товаров. Послесловие Разница между чеком из супермаркета и дискаунтера оказалась не такой уж и большой, поэтому ехать в другой район или далеко от дома мне показалось нерентабельным. А если говорить о личных впечатлениях, то в некоторые дискаунтеры я бы отправилась, условно, за туалетной бумагой, но не рискнула бы приобретать там съедобные продукты. Что же касается экономии, то большего эффекта получится достигнуть, прибегая к финансовой грамотности, исключению спонтанных покупок и четкому ограничению себя – а так ли мне нужен этот товар сейчас. Кроме того, сэкономить деньги, пожалуй, поможет отслеживание акций и специальных предложений. Советуем также прочитать материал «ФедералПресс» о громком скандале вокруг маркетплейса Wildberries. Фото: ФедералПресс / Ксения Кобалия, Инфографика: ФедералПресс / Светлана Возмилова