Обновлено в 16:17
В России выявили нарушения почти в 90% армянских коньяков. При этом в половине продукции содержатся невиноградные спирты, говорится в исследовании ассоциации «Антиконтрафакт» и Союза производителей коньяка, спирта и алкогольной продукции.
Для изучения были взяты 200 образцов коньяка больше 20 разных марок от десяти крупнейших армянских производителей. В 177 из них выявили несоответствие нормам. Только 23 образца оказались изготовлены согласно ГОСТам и законодательству России.
Ассоциация «Антиконтрафакт» направила обращения в Генпрокуратуру, ФТС и Росалкогольтабакконтроль с просьбой принять меры по контролю за ввозимой из Армении алкогольной продукцией. Говорит председатель Союза производителей коньяка, спирта и алкогольной продукции, депутат Госдумы Владислав Резник:
— Это повторяемая проблема. Если мы сумели восстановить практически полностью поставку дистяллата, который «не встречался» с дубом, то и сырье сейчас поступает нормальное в Россию, наши экспертизы это показывают совместными усилиями с Федеральной таможенной службой, Роспотребнадзором. Что касается качества коньяков, которые поступают уже в готовом виде из Армении, то оно оставляет желать лучшего. Есть более тонкие моменты, как аромат, вкус и прочее, но самое страшное, что поступают коньяки, которые сделаны не на основе виноградных спиртов, а в основном на продукте из сахарной свеклы.
— При этом в самой Армении продается нормальный армянский коньяк?
— Нет, это тот же самый продукт, который они продают и в Армении, и у нас. Некоторые заводы дают качественные продукты, поставляют нам, но большинство оставляет желать лучшего. Когда поставляется подделка, она поставляется по очень низкой цене, и наш производитель, который делает качественный коньяк, конечно, не может конкурировать. Задача — убрать с полок подделки, эта продукция, которая поставляется от имени официальных заводов и разлита в данном случае в Армении, иногда поступает к нам из Белоруссии.
По официальным данным Минсельхоза Армении, в стране под виноградом находится 12 тысяч гектаров. Из них 7,5 гектара приходится на изготовление армянского коньяка. Все остальное идет на производство армянского вина.
Для сравнения: во Франции в городе Коньяк 80 тысяч гектаров виноградников предназначается только для изготовления коньяка. А количество напитка на выходе получается примерно одно и тоже. Говорит эксперт по алкогольному рынку, директор Национальной лиги дистиллеров Эркин Тузмухамедов:
Эркин Тузмухамедов эксперт по алкогольному рынку «Объем производства коньяка во Франции на 80 гектарах примерно сопоставим с тем, что делают армяне на 7,5 гектара в горах. Углеродный анализ введен давно, он позволяет выявить наличие невиноградных спиртов, по идее уже давно все партии армянского коньяка должны были это проходить. Видимо, по каким-то причинам на это смотрели сквозь пальцы, подобных примеров можно привести очень много. Самый яркий пример — это 2006 год, когда Онищенко нашел пестициды в винах Грузии и Молдавии, на тот момент 80% всей винодельческой и коньячной продукции из Молдавии и Грузии шло в Россию. Действительно, и Молдавия, и Грузия производили гораздо больше вина, чем могли обеспечить виноградники и Молдавии, и Грузии. Был введен запрет, который действовал очень много лет, это сильно ударило по экономике как Молдавии, так и Грузии. Правда, виноделию Грузии это пошло на пользу, потому что стали делать очень хорошие и качественные вина и производство сократилось в разы, сейчас оно полностью соответствует площадям виноградников. Это вопрос только порядочности конкретного производителя, опасности в этих напитках быть не может, потому что непригодные для употребления в пищу напитки не могли пройти через таможню. Речь идет только о несоответствии заявленного напитка, то есть виноградный спирт, очевидно совершенно, разбавлен зерновыми спиртами, из-за чего и был введен углеродный анализ. Проблема с Арменией была давно, они все знали, и все армянские поставщики спиртов всегда предъявляли сертификаты — вот мы прошли углеродный анализ, у нас все чисто. Поэтому угрозы для здоровья при соблюдении нормы потребления, примерно полграмма алкоголя на килограмм веса человека, не вызовет даже похмелья, а другое дело — политические вопросы, тут уж мы, конечно, не знаем».
Житель Еревана Георгий Хачатуров назвал покупку армянского коньяка аббревиатурой ВАР — великий армянский рандом:
Георгий Хачатуров житель Еревана «Я сталкивался как с прекрасными произведениями коньячных дел мастеров, так и со шлаком. И есть это и там [в России], и здесь [ в Армении]. Есть несистемность по части качества. Я потребитель, и мне нравится ароматика даже не самых популярных заводов, у них нет приторно карамельного привкуса. И мне нравятся такие бренды, о которых, возможно, даже не слышали в России. Тем не менее проблемы с качеством могут быть. К сожалению, нужно признать, что Армения часто грешит тем, что не может системно производить однотипную продукцию, это уже, по-моему, все прекрасно знают, все к этому привыкли. Но я считаю, что это общий признак небольшого рынка. Есть такой термин — ВАР, великий армянский рандом. Нет такого завода, в котором бы [был полностью уверен]».
Федеральная таможенная служба России уже принимала меры по ужесточению проверок машин с грузами из Армении. В октябре прошлого года крупные российские импортеры алкоголя столкнулись с проблемами при поставках коньяка из Армении. Трудности возникли на российско-грузинской границе на контрольно-пропускном пункте «Верхний Ларс». Издание «Арменпресс» писало, что это объяснялось найденными нарушениями, в частности, попытками провезти в Россию поддельные коньяки. Контроль усилили, и если раньше он осуществлялся в отношении конкретных поставщиков, то потом стали проверять весь коньяк.