Табак без бумаги — осенние изменения в маркировке пачек сигарет

С 1 сентября перестает действовать требование об обязательном нанесении специальной бумажной марки на упаковку табачной продукции. Соответствующее положение содержится в подписанном Президентом России в августе ФЗ № 325. Основным критерием определения легальности пачки сигарет станет цифровой код маркировки в системе «Честный знак» и наличие информации о пачке в Государственной Информационной Системе Мониторинга Товаров (ГИС МТ).

Табак без бумаги — осенние изменения в маркировке пачек сигарет
© Парламентская газета

«Отмена требования об обязательном нанесении бумажной марки не означает, что на прилавках с сентября будут упаковки сигарет только с цифровым кодом», — отмечает Светлана Казанцева, доцент Базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г. В. Плеханова. «Ближайшие 10 месяцев вплоть до 1 июля 2025 года будет действовать переходный период, в течение которого будет разрешено производство пачек сигарет как с бумажной маркой, так и без нее, при этом наличие цифровой маркировки обязательно. Начиная с июля следующего года будет разрешено производить продукцию только с цифровым кодом маркировки. При этом пачки с бумажной маркой, которую закупили до 1 сентября 2024 года, будут доступны потребителям до полного истощения запасов такой продукции на складах производителей», — добавила она. Таким образом, критерием легальности пачек сигарет с 1 сентября 2024 года остаются наличие бумажной марки и цифрового кода, производство продукции только с цифровым кодом станет обязательным с 1 июля 2025 года. Другим важным фактором легальности является цена за пачку сигарет. Она не может быть ниже единой минимальной цены (ЕМЦ), которая в 2024 году составляет 129 руб.

«Цифровая маркировка планомерно оптимизирует процессы как производителей, так и государственных органов. Производители получают данные из «Честного знака», что позволяет им улучшать свои бизнес-процессы. Для налоговых органов нововведение значительно упростит процесс администрирования: больше не нужно тратить ресурсы на выпуск, хранение и выдачу бумажных марок производителям и импортерам. С цифровой маркировкой это происходит автоматически и в онлайн-режиме», — прокомментировал Ян Витров, руководитель офиса главного конструктора ЦРПТ.

«Переход от использования бумажной специальной марки к цифровой маркировке — это прогрессивное решение. Прежде всего в вопросе борьбы с завозом контрафактных и контрабандных сигарет на территорию нашей страны. Бумажная марка часто становилась объектом подделки, что усложняло как процесс отслеживания пути партии сигарет от производителя до места реализации, так и борьбу с контрафактом. Цифровая маркировка является более эффективным способом решения обеих обозначенных задач», — уверен Михаил Хачатурян, доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации.

Подобная практика уже реализована в ряде стран ЕАЭС. Первыми отказались от бумажных марок и перешли на цифровую маркировку табака Казахстан и Кыргызстан. Аналогичный проект также запущен в Узбекистане.