За плохую еду — сажать
За плохую еду — сажать
Петербургский депутат предлагает наказывать за сбыт некачественных продуктов.
Депутат петербургского Заксобрания предлагает ужесточить наказание за производство и продажу фальсифицированной еды. Он предлагает сажать нарушителей на срок до 10 лет и штрафовать на 3 миллиона рублей. Поводом для такой инициативы стало то, что сам депутат, покупая продукты в магазинах, стал замечать, что вкус у них неправильный. Это подтолкнуло его к предложению внести соответствующие изменения в Уголовный кодекс. Идея депутата получила поддержку в Госдуме. Там обратили внимание на то, что цепочка от производства до прилавков большая, и ответственных за фальсификацию может быть много.
Субъективные ощущения
Депутат петербургского Заксобрания Андрей Рябоконь предлагает внести изменения в Уголовный кодекс. Он предлагает дополнить его новой статьей 238.2, которая бы устанавливала наказание за производство фальсифицированных продуктов и детских непродовольственных товаров. Согласно инициативе, за производство такой продукции предлагается ввести наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет со штрафом от 500 тысяч до 3 миллионов рублей. За сбыт фальсифицированной продукции предлагается ввести наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет со штрафом от 500 тысяч до 2 миллионов рублей. Под фальсифицированными товарами предлагается понимать продукцию, качественные характеристики которой не соответствуют требованиям законодательства, а также сопровождаются ложной информацией о характеристиках и производителе. Поводом для этой законодательной инициативы, по словам депутата, послужили его личный опыт, жалобы знакомых, результаты проверок и информация из СМИ.
«Я хожу в сетевые магазины и сам ощущаю, что некоторые привычные продукты стали менее качественными. Мои субъективные ощущения подтверждают друзья и родственники, а также данные независимых исследований потребительских НКО и заявления экспертов», — сказал Рябоконь «Парламентской газете».
Парламентарий обратил внимание, что в российском законодательстве ответственность за производство и продажу фальсифицированных продуктов питания распределена между несколькими статьями Кодекса об административных правонарушениях. В то же время уголовная ответственность установлена лишь за производство и реализацию поддельных лекарственных средств и биологически активных добавок. «Следует отметить, что при этом законодательство предусматривает уголовное наказание за производство и сбыт контрафактной продукции, то есть интересы правообладателей в нашей стране защищены более надежно, чем здоровье потребителей», - с недоумением констатирует законодатель. Иными словами, в действующих нормах большее внимание уделяется защите прав интеллектуальной собственности, нежели обеспечению безопасности пищевых продуктов для граждан.
Мед не тот и масло не масло
Депутат привёл данные экспертного совета по выводу из тени экономики при Комитете Государственной Думы по экономической политике. Совет провёл исследование нарушений в сфере производства пищевой продукции. Эксперты пришли к выводу о существенном росте недобросовестных практик в 2023 году по сравнению с 2022 годом: - в производстве мясной продукции количество нарушений увеличилось на 80%; - в сфере рыбной продукции - на 122%; - в производстве овощных консервов - на 31%; - в выпуске хлебобулочных и кондитерских изделий - на 78%; - в сегменте яиц - на 270%. Таким образом, по данным экспертизы, зафиксирован существенный рост фальсификата на отечественном продовольственном рынке практически во всех основных категориях пищевых продуктов.
«Вот, например, совладелец одной из продуктовых сетей в интервью рассказал, что масло стоит на полке за 120 рублей и имеется марка прослеживаемости. А по факту это совсем даже не масло. По шоколаду тоже странная история. Производители сняли с продажи некоторые сорта, потому что продать их невозможно, теперь стали делать суррогат и качество упало. Участники рынка утверждают, что доля фальсифицированного меда достигает 70 процентов, а Росконтроль недавно проверил 12 образцов бутилированной воды, шесть из них оказались сфальсифицированы. И это только последние новости», — напомнил Рябоконь.
Комментируя полученные данные, депутат отметил, что необходимость ужесточения ответственности за фальсификацию продуктов питания уже назрела. По его мнению, без введения уголовной ответственности, предусматривающей суровые наказания, остановить нарастающий поток фальсифицированной продукции, «захлестывающей наш розничный рынок», не представляется возможным. Парламентарий подчеркнул, что сложившаяся ситуация требует незамедлительного законодательного вмешательства для усиления мер ответственности за производство и оборот некачественных и опасных пищевых товаров. Только комплексные меры, включающие уголовные санкции, способны, по его мнению, переломить негативную тенденцию и защитить интересы потребителей.
QR в помощь
Качество продуктов питания зависит от множества факторов, возникающих на всей цепочке - от производства до конечного потребления. Об этом заявил заместитель председателя Комитета Государственной Думы по промышленности и торговле Александр Спиридонов. По его словам, очень важно, из каких ингредиентов и по какой технологии изготавливается пищевая продукция. Кроме того, большое значение имеют условия хранения и доставки товаров от производителя до оптовых складов, а затем до прилавков магазинов. «Вся эта цепочка сильно влияет на качество и безопасность конечного продукта, который попадает на стол наших жителей», - отметил депутат. При этом он с сожалением констатировал, что в последнее время все чаще стали регистрироваться случаи отравления некачественными продуктами. «Несомненно, мы, как законодатели, должны принимать конкретные решения для защиты интересов потребителей», - подчеркнул Спиридонов. Он также напомнил о системе маркировки, которая позволяет с помощью QR-кода проследить всю цепочку товародвижения от производителя до прилавка, а также ознакомиться с полным составом продукции и сроками её годности.
«Эта маркировка сделана, чтобы покупатель был уверен в качестве продукции. Она действует не для всех товаров. Поэтому, считаю, ее применение нужно расширять. Но при этом она не покажет, есть ли нарушения в производстве еды на предприятиях. А ведь предприниматели часто пытаются сэкономить, и в этом стремлении они могут нарушать технологию — ускорять, удешевлять производство продукции. Вот за это, я считаю, должно следовать серьезное наказание. Производитель должен знать, что за подобные хитрости он понесет серьезное наказание», — заявил Александр Спиридонов.
Фото: «Парламентская газета»