Александр Калинин: Египет торгует оптовой картошкой по 7-9 рублей. Ивановская область – по 26. Где логика?

Про импортозамещение говорят уже ровно десять лет, с 2014 года. И даже порой что-то получается, если вспомнить про сыр пармезан российского производства, не говоря уж про шампанское, заместившееся задолго до всех событий.

Александр Калинин: Египет торгует оптовой картошкой по 7-9 рублей. Ивановская область – по 26. Где логика?
© Свободная пресса

Но чаще все-таки по этому поводу лишь рапортуют: дескать вот-вот сделаем, заместим, выполним. А потом вдруг кто-то появляется в медиапространстве и незапланированно сообщает, что ничего подобного. Народ огорошивают, что в нашей стране оказывается полно лесов, а ели, сосны и луковицы растений мы импортируем. Удивительнейшим образом, даже семена огурцов заграничные, хотя все нормальные дачники-огородники пенсионного возраста добывают их из перезрелого желтого огурца по осени.

Или взять, к примеру, гвозди. Исполнительного директора бывшего «Леруа Мерлен» переименованного ныне в «Лемана ПРО», Марину Фытову, по ее словам, всегда удивляло, как можно импортировать гвозди! Ведь еще герой фильма «Комиссар» отважно боролся с вредителями из-за их нехватки. Но «гвозди бы делать из этих людей» теперь не про нас, а про китайских товарищей.

Оказывается, в Поднебесной есть два предприятия в двойном объеме покрывающие мировое потребление гвоздей, шурупов с саморезами и других скобяных изделий. У нас строить свой завод по их производству никакие инвесторы не согласятся. Ровно до тех пор, пока мы вдруг опять не столкнемся с их дефицитом, если те заводы, к примеру, не накажут вторичными санкциями. Трудности, конечно, будут «временным», но неприятным.

Генеральный директор Национального фонда защиты потребителей Александр Калинин (ФЗП) напоминает, что тема гвоздей всплывает в нашей стране периодически:

- Не так уж давно она поднималась Валентиной Матвиенко, которая страшно удивилась, искренне возмутившись, что в Российской Федерации, по ее мнению, нет производств по изготовлению гвоздей разной величины и конфигурации.

Такое случается. Недавно я побывал в одном небольшом российском городе и там меня принимала дама, заместительница руководителя администрации, которая поведала, очень удивив, что… «в магазине нет макарон». И в данном случае примерно то же самое.

Что поделать, плановая экономика у нас действительно умерла. Так называемая «рыночная» - процветает пышным цветом. Конечно, страна, претендующая на звание суверенной, должна производить все товары первой необходимости: хлеб, соль, картошку и гвозди. А также одежду, мебель и все прочее.

Тем более, что у нас большая страна, производства в ней должны быть разные и располагаться во всех регионах. Гвозди из Мурманска во Владивосток тоже возить не стоило бы.

Хотя сейчас считают, что легче всего закупить за границей. Пока есть нефть с газом и пока пальцы веером у некоторых руководящих товарищей, можно и импортировать. Но лучше, мне кажется, производить самим, причем в необходимом количестве.

«СП»: Не только по поводу гвоздей, но и по другим товарным позициям возникает время от времени либо реальный дефицит, либо разговоры о нем. Не так давно вдруг куриные яйца стали ненадолго дефицитным товаром. Хотя раньше говорили, что уж чем-чем, а курятиной с яйцами мы с советских времен обеспечены.

- Совершенно верно. По поводу куриных яиц было не очень приятно слушать как турецкий президент Раджеп Эрдоган на весь мир заявлял, что направит куриные яйца к нам самолетами. Что в этом хорошего? Любой такому удивится.

«СП»: Потом оказалось, что яйца подорожали в числе прочего из-за нехватки куриных эмбрионов, которых завозят из Бразилии и непонятно, когда мы эти эмбрионы импортозаместим. А то куры у нас вроде свои, а эмбрионы для них импортные.

- Товары традиционного потребления должны производится у нас в стране вместе со всеми компонентами, необходимыми для их производства.

А у нас куда ни глянь, везде импорт, несмотря на объявленное импортозамещение. Взять хотя бы узбекские помидоры. Спасибо, конечно президенту Шавкату Мирзиёеву за то, что нас не забывает, но ведь и в России есть благодатные житницы: Краснодарский и Ставропольский края, Северный Кавказ, Астраханская, Ростовская и Волгоградские области, в которых эти помидоры выращивали издавна.

Я сам родом с Дона, в молодости работал в Волгограде. Помню во дворе на толстом брезенте лежали горы этих помидоров с огурцами. Подходи и покупай, помидоры 15 копеек килограмм, дыни семь копеек, арбузы пять копеек.

Почему сейчас все стало в сотни раз дороже, а бананы, которые везут из Южной Америки, в два с лишним раза дешевле наших помидор?

«СП»: Плюс к бананам появились еще какие-то бататы, так называемый «сладкий картофель», может быть, скоро на него перейдем? Ведь и картофель с томатами к нам попал из Южной Америки.

- Привезти все эти тропические лакомства за тысячи километров денег стоит. Доставляют, разгружают, хранят. А ведь овощи и фрукты в обычных условиях долго не хранятся, их нужно в азотных камерах перевозить. И при всем этом завезенные овощи и фрукты дешевле наших привычных помидор в два с лишним раза.

Взять ту же импортную картошку, самый популярный наш продукт. Мы ее закупаем в Израиле, Египте и Пакистане. Свозить бы туда, например, ивановских картофелеводов, чтобы они посмотрели, как за границей картошка выращивается - на камнях и песке.

Но в Ивановской области отпускная цена картошки со склада 26 рублей за килограмм, а продается в розницу по 70 рублей. А в Египте килограмм покупается за 7-9 рублей оптом, в зависимости от места и способа транспортировки.

А в министерствах и ведомствах, куда мы обращаемся, нас одергивают: «Понимаете какая обстановка в стране!» Нет, не понимаю. Я не понимаю, как можно кормить бойцов в зоне СВО недоброкачественными продуктами. Те, кто защищают нашу страну и питаться должны качественно, и амуницию иметь качественную и средства гигиены.

«СП»: Но наши чиновники приводят и положительные примеры импортозамещения. Из Донбасса будут, в частности, поставлять каолин — белую глину. Ее дефицит возник весной, из-за проблем с сырьем производители фаянсовой сантехники приостанавливали работу наших керамических заводов.

- Белая глина в нашей стране добывается в десятках мест, в том числе на Урале, в Оренбургской области. Был недавно в поселке Солотча в Рязанской области, где между ним и Стефанидовкой расположены громадные залежи, работает техника, размалывая этот коалин, добываемый из Гусинско-Тетеревянского вала. Я поговорил с рабочими, оказалось, что они как работали, так и работают на открытых залежах.

Есть также неразработанные еще подземные месторождения. Вот, например, в Бежецком районе Тверской области местный депутат привозил меня к геологическому шурфу с образцами прекрасной глины. Но его, к сожалению, не переизбрали, так что добывать там глину, наверное, не получится...

Есть у нас не только белые глины, но и другие: терракотовые, голубые, не говоря уж про лечебные. Но их добыча либо не разработана, либо в плачевном состоянии, так что иногда этот коалин удобнее купить за рубежом, также, как и гвозди.

«СП»: Может, импортозамещение тормозится у нас оттого, что ответственные товарищи любят себе оформлять себе зарубежные командировки? И дело сделаешь, и по миру поездишь за счет государства. Например, чеснок мы закупаем в той же стране, что и гвозди, а ведь это очень неприхотливая сельскохозяйственная культура.

- За границей напоят, накормят и что-то подарят - естественный процесс.

Есть такое понятие - «соль земли». В наших магазинах все реже пишут на упаковках соли «поваренная пищевая», а куда чаще – название той или иной страны, или региона. Поэтому, когда я покупаю для дома соль, на упаковке невольно вижу… людей, за нею стоящих. В том числе и при погонах. Это те, кто продвигает тот или иной продукт.

Было дело, когда на поставках соли поднялись купцы Строгановы, ставшие потом графами. А теперь у нас другие «соляные короли». И нынешние - не хотят выполнять полагающихся технологических операций, наработанных еще в старину, в пермских и вологодских солеварнях, я имею в виду выпаривание и очищение соли.

Даже белорусскую соль я бы не рекомендовал употреблять. А украинская вообще не годится - нельзя ее есть без выпаривания, она техническая. Или казахстанская соль с Арала – вообще никуда не годится в первозданном виде. Наши производители обоснованно просят запретить поставки такого рода продукции из-за границы. Но тут за экономикой начинают выглядывать головы политиков. Ведь даже на, казалось бы, простой соли делаются миллиарды.