Упаковки сметаны, молока и масла сильнее всего уменьшились на российских прилавках

Упаковки сметаны, молока и масла сильнее всего уменьшились на российских прилавках

Упаковки сметаны, молока и масла сильнее всего уменьшились на российских прилавках
© Пульс Live

Что заставляет производителей продавать меньше товара по тем же ценам и как с этим можно бороться.

За последние семь — десять лет в России от даунсайзинга — сокращения количества и веса товара в одной упаковке — сильнее всего пострадала молочная продукция. Объемы бутылок молока в среднем снизились на 50 миллилитров, сметаны — на 67 граммов, сливочного масла — на 30. Такими данными поделились в Молочном союзе России. Как широко распространилась по отечественному потребительскому рынку практика даунсайзинга и можно ли ограничить ее на законодательном уровне — рассказываем в нашем материале.

Забота о выгоде или о покупателе?

Проблема даунсайзинга, когда производители уменьшают объем своей продукции, вновь стала актуальной в общественном обсуждении. На этот раз поводом послужила информация о том, что в России окончательно исчезнут полулитровые алюминиевые банки для пива, кваса и других напитков. Как сообщила «Лента.ру», крупнейший в стране производитель алюминиевой упаковки, компания «Арнест Упаковочные решения» (АУР), полностью перейдет на банки объемом 0,45 литра. Причиной данного изменения стало сокращение заказов от производителей. В 2023 году Роскачество провело обширное исследование, посвященное даунсайзингу. По данным экспертов, упаковки фруктового сока с 2013 года уменьшились в среднем с 0,5 до 0,485 литра, шоколадные плитки — с 90 до 82 граммов, майонез — с 450 до 400 граммов, а сыр — с 180 до 150 или даже 125 граммов. В Молочном союзе России пояснили «Парламентской газете», что молочная продукция всех категорий наиболее подвержена изменениям из-за даунсайзинга.

«Маленькая упаковка сливочного масла у нас за последние семь — десять лет последовательно «худела» с 200 до 180, а потом и до 160 граммов, большая — с 400 до 340, — отметил заместитель директора союза по экономике Александр Рыбин. — Сметаны в пластиковых стаканчиках стало меньше на 85 граммов — раньше было 400, а сейчас в среднем 350-315. Сырки творожные уменьшились с 50 граммов — до 45 и 40 и так далее».

Упаковки наливных продуктов, таких как молоко, ряженка и другие, также стали меньше. Как отметил Александр Рыбин, некоторые производители используют хитрость в этом вопросе. Так, поскольку плотность молока выше, чем у воды, на ценниках зачастую указывается не объем в литрах, а вес в килограммах. Это создает иллюзию, что покупатель получает именно один килограмм молока за один килограмм, особенно если у него нет времени или желания внимательно изучать информацию, напечатанную мелким шрифтом. Однако в действительности в одном килограмме может содержаться не полный литр молока, а 970 миллилитров или даже меньше, в зависимости от его температуры и жирности.

«Отчасти такая динамика связана с растущими производственными издержками — удорожанием сырья, ростом зарплат, стоимости электроэнергии, топлива, оборудования и так далее — словом, всего, из чего складывается производство, — подчеркнул эксперт. — У покупателя есть свои психологические рубежи, и, если реальная цена продукта их пересечет, велика вероятность, что он от этого продукта просто откажется. Или будет покупать у конкурентов что-нибудь похуже качеством, но подешевле. Производитель, конечно, этого не хочет, поэтому и старается удерживать цены примерно на одном уровне, при этом спасаясь от резкого роста расходов путем уменьшения упаковки».

Даунсайзинг затронул и хлебобулочные изделия. Ранее, согласно архивным каталогам торговых сетей, в продаже можно было встретить буханки и булки весом в килограмм и полкилограмма. Сейчас же наиболее популярными стали веса в 800 и 300 граммов. Однако представители отрасли предлагают иное объяснение этому изменению.

«Тенденция на приобретение хлеба в малой фасовке растет, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» президент Российского союза пекарей Дмитрий Семенов. — Рынок сегодня, особенно в сравнении с поздним СССР и ранней Россией, очень сильно изменился и насытился новой продукцией. Плюс изменилась динамика потребления, стали меньше семьи. Сегодня людям невыгодно покупать одну большую краюху хлеба впрок, чтобы она лежала несъеденная и черствела. Лучше каждый день покупать свежий по чуть-чуть. Соответственно, в ответ на этот запрос и производители меняют свои стандарты в сторону уменьшения веса хлеба в упаковке».

«Очевидное злоупотребление»

Даунсайзинг активно проявляется и в других категориях продукции. Согласно тем же архивным каталогам, за последние десять лет объем морских коктейлей уменьшился, упаковки сосисок и сарделек стали легче на 50 граммов, а упаковки шампуней и жидкого мыла "усохли" в среднем на 100-200 миллилитров. В Госдуме, тем не менее, повсеместный даунсайзинг был охарактеризован как "злоупотребление" со стороны производителей.

«Для меня лично совершенно очевидно, что это именно злоупотребление, — отметил в разговоре с «Парламентской газетой» председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков. — И требуются меры, чтобы его пресечь, в том числе и на законодательном уровне».

По словам парламентария, пока неясно, в каком направлении должны двигаться законодатели: либо полностью запретить уменьшение упаковки без веских оснований, либо, как минимум, обязать продавцов честно указывать реальный объем продукта на ценниках крупным и читаемым шрифтом. Анатолий Аксаков отметил, что в ближайшем будущем эта тема может быть поднята в Госдуме с привлечением экспертов, чтобы выяснить настоящие причины проблемы и разработать возможные пути ее решения.

По материалам «Парламентской газеты»