Пчеловоды начали активно осваивать маркетплейсы

На популярных маркетплейсах растут продажи меда, наибольшим спросом пользуется алтайский. Покупатели интересуются как натуральным продуктом, так и медом в сотах, медом-суфле, а также медом с добавками. Товар в основном предлагают небольшие производители - 94% пчелосемей приходится на личные подсобные хозяйства.

Пчеловоды начали активно осваивать маркетплейсы
© Российская Газета

"За 9 месяцев этого года продажи меда на Wildberries выросли на 25% по количеству купленных товаров и на 36% по общей сумме продаж. При этом количество поставщиков пчеловодческой продукции увеличилось на 5,2%", - рассказали "РГ" в пресс-службе площадки.

Охотно покупают мед и на Ozon. "На маркетплейсе и через сервис доставки продуктов активно и успешно продают мед многие крупные поставщики и малые предприниматели-пчеловоды. Особенно популярны натуральный мед, мед в сотах, мед-суфле", - отмечают в компании.

Ассортимент очень широкий, и наблюдается здоровая конкуренция между производителями за внимание клиентов к их товарам, добавили в Ozon. Продажи меда растут год к году: в третьем квартале 2024 года оборот таких товаров был на 70% выше, чем за аналогичный период годом ранее.

В среднем в год в России производится около 60 - 65 тыс. тонн меда. При этом 94% пчелосемей, по данным Россельхозбанка, приходится на личные подсобные хозяйства (ЛПХ). Проблема сбыта меда актуальна для многих мелких производителей. Помимо маркетплейсов у них есть возможность размещать свои товары на так называемых "Фермерских островках". Они находятся как в торговых сетях, так и в отдельно стоящих торговых объектах. Работают по принципу кооператива: можно объединиться от 10 до 25 фермерам и делить вместе расходы на аренду. Этот сервис пользуется спросом среди пчеловодов, рассказали в Корпорации МСП: производители обращаются за консультациями.

Председатель союза пчеловодов России, академик-секретарь секции "Процессы, аппараты и новые технологии в пчеловодстве" Российской инженерной академии Валерий Капунин говорит, что у союза нет системы, которая бы обеспечивала продажу медовой торговли. "Каждый устраивается как может: это ярмарки, фестивали, сдача оптовикам или самостоятельная торговля на рынке. Преимущество той или иной формы торговли зависит от объема продукции: вы можете продавать банку меда с одного улья, а можете иметь тысячу ульев, тогда объемы будут доходить до несколько десятков тонн", - говорит он.

Сами пчеловоды отмечают, что торговля через маркетплейсы имеет свои преимущества. Она позволяет мелким производителям реализовывать товар по всей России, а также видеть отзывы о нем. Продажа на фермерских островках выигрывает тем, что продавец напрямую контактирует с покупателем. Однако ареал его продаж ограничен территориально. Но во всех видах торговли нужно будет понести финансовые издержки. На маркетплейсах это оплата услуг по доставке, в супермаркетах - аренда торгового пространства. "Издержки на маркетплейсе могут доходить до 50% и более, в магазине в среднем наценка делается 50%", - рассказал "РГ" пчеловод из Краснодарского края.