Войти в почту

Россияне стали пить резко больше водки, вина и пива. В чём дело  и при чём тут женщины из среднего класса

Серьёзно выросло потребление винно-водочных изделий, и особенно — игристого вина. За последние 7 лет потребление спиртного без учёта пива выросло на 21%. А пиво и вовсе сделало скачок почти на 40% только за неполный 2024 год. Регионы уже салютуют о новых ограничениях продаж алкоголя, а эксперты рынка заявляют: вина люди пьют больше из-за отсутствия путешествий, а пива — из-за подорожания вина.

Россияне стали пить резко больше водки, вина и пива. В чём дело  и при чём тут женщины из среднего класса
© Секрет Фирмы

Сколько в России выпили водки и вина в 2024 году

По данным Росалкогольтабакрегулирования (РАТК), в январе-октябре в рознице продали 184,2 млн декалитров (дал) алкоголя. Из них:

водки — 62,5 млн дал; виноградного вина — 46,9 млн дал; игристого вина — 16,3 млн дал.

Все эти цифры оказались максимальными с момента начала ведения статистики (с 2017 года). А по сравнению с 2023-м общий рост выглядит не так внушительно — на 0,8%.

«Винная» статистика

Больше всего выросло игристое — его продажи в декалитрах за 7 последних лет поднялись аж на 61%.

«Тихого» вина в 2024 году продали на 0,9% больше, чем в прошлом, а игристого — на 10,9%.

С января по октябрь российские производители выпустили на рынок 27,1 млн дал виноградного и 13,47 млн дал игристого вина. Это также максимальные показатели с 2017 года.

Возможно, рост потребления вина связан с тем, что за последнее время на рынке появилось очень много продуктов нашего производства. Нам нужно провести анализ по годам. Более глубокий. И получить заключение профессионального сообщества, в том числе Минздрава и Роспотребнадзора. еонид Огуль депутат Госдумы РФ, первый заместитель председателя комитета по охране здоровья

Вино стало доступно лишь среднему классу

Вино — самый женский напиток в России. По данным ВЦИОМ, среди потребителей вина женщин в два раза больше, чем мужчин. А внутренние исследования «Абрау-Дюрсо» показали, что доля женщин в потреблении игристого достигает 70%. Ядро потребителей вина — дамы от 30 до 45 лет.

Аналитик рынка алкоголя Вадим Дробиз уверен, что удорожание импортного вина в последние годы привело к тому, что оно стало исключительно напитком для среднего класса. И эта тенденция, вероятно, только будет усиливаться: пошлину на ввоз импортного вина хотят поднять с 25% до 50%.

Лет пять назад часть импортных вин выпивалась не только средним классом в России. Были какие-то относительно недорогие вина с романтической географией из Европы по 300–350 рублей (примерно 20% от всего импорта на российском рынке). Сегодня у нас объём рынка импортного вина относительно 2020–2021 года не изменился. Зато женщины среднего класса стали реже ездить за границу. Так что, очевидно, сегодня они выпивают вина больше, чем это было в 2021 году. адим Дробиз директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА»

© freepik/wirestock

Рост продаж игристого вина, по мнению аналитика, связан с замещением былого объёма газированных винных напитков после повышения на них акцизов в 2020–2021 годах. А женщины с невысоким доходом «послали» подорожавшие до уровня вина винные напитки и «ушли» в пиво, считает Дробиз.

Повышение акцизов на винные напитки

Чтобы «устранить необоснованное преимущество» винных напитков, разбавленных водой с ароматизаторами, перед виноградным вином, на них подняли акцизы. Из-за этого их стоимость практически сравнялась с ценой на натуральное вино.

При этом государство делает попытки убедить потребителей импортного вина перейти на отечественное.

Доля российского вина вырастет

Заместитель министра промышленности и торговли РФ Роман Чекушов анонсировал, что обязательная доля российского вина в винных картах ресторанов и торговых залах магазинов может со временем стать больше 20%.

А пока что около 95% российского вина продаётся в рознице и чуть менее 5% — в предприятиях общепита.

По мнению аналитика Вадима Дробиза, попытки наводнить рынок российским вином пока не помогают переманить потребителей импортного. Тем более что отечественное вино тоже серьёзно дорожает.

Крепкий алкоголь резко стали пить больше с 2022 года

По сравнению с прошлым годом крепкого алкоголя продали на 4,5% больше (98,3 млн дал). Водки выпили на 0,7% больше, другого крепкого алкоголя — на 15,7%, а ликёро-водочных изделий (бальзамы, настойки) — на 16,6%.

Резкий скачок потребления крепкого алкоголя в России случился ещё в 2022 году (на 7,3%). В 2023-м потребление снова выросло — на 3,6%, до рекордных 7,2 л на душу населения.

Женщины в России потребляют водку в два раза реже, чем мужчины, другие крепкие напитки — в 1,5 раза реже. При этом водка — самый популярный среди дам крепкий напиток, его пьют около 11%.

Возраст мужчин, предпочитающих крепкий алкоголь, как правило, старше 36 лет.

Любой рост потребления алкоголя — это, конечно, угроза для здоровья населения. То, что структура потребления меняется в сторону слабоалкогольных напитков, можно расценивать как небольшой плюс, ведь потребление крепкого алкоголя сказывается на организме хуже. Но говорить, что пить вино или пиво вместо водки — более здоровая привычка, я бы не стал. Одно время доминировала такая точка зрения, что надо переориентировать людей с водки на вино. Но всё-таки исследования показывают, что безопасного алкоголя не существует. Конечно, это дело надо изучать, внимательно посмотреть на эту статистику и сделать выводы. А гражданам России я желаю сократить потребление алкоголя или вообще не пить. едот Тумусов депутат Госдумы РФ, первый зампредседателя комитета по охране здоровья

Слабый алкоголь упал в продажах, а пива стали пить больше

Продажи слабоалкогольной продукции (алкогольных коктейлей) в России упали на 19,8%, до 11,4 млн дал. Это связано с изменение акциза с 1 мая 2024 года. Он вырос почти в четыре раза (до 141 рубля за литр готового напитка), что фактически сделало производство слабоалкогольной продукции экономически невыгодным.

Часть потребителей слабоалкогольных напитков перешли на пиво и крепкий алкоголь. Причём крепкий алкоголь они зачастую мешают в коктейли.

Дробиз говорит о «безумном» росте рынка разливного пива в 2024 году — по данным ЦРПТ (оператора системы маркировки «Честный знак»), потребление пенного выросло на 39,8% даже не за всю прошедшую часть года, а только за апрель-август. Пива за этот период россияне выпили 685 млн литров.

В таком росте обвинили жаркое лето.

Среди потребителей пива 60% — мужчины, 40% — женщины.

© Ведяшкин Сергей/Агентство «Москва»

Видимо, на фоне роста потребления спиртного ряд регионов России начал ограничивать продажи. Например, в Вологодской области с весны 2025 года хотят ограничить время продажи алкоголя двухчасовым «обеденным перерывом», с 12 до 14 часов.

До этой инициативы жёстче было разве что на Чукотке, где в некоторые населённые пункты вообще не завозят алкоголь.

Спикер Совфеда Валентина Матвиенко, в своё время выступавшая против торговли алкоголем в интернете, отметила, что это не что иное, как впадение «в другую крайность — всё закрыть и запретить». По её словам, ограничительные меры нужны, но они должны быть разумными и результативными.

На стадионы захотели снова вернуть пиво. Сколько на этом заработает российский футбол

Популярный новогодний фрукт резко подорожает (или нет). Что происходит с ценами на мандарины

Для россиян задумали ввести четырехдневную рабочую неделю. Но не для всех