Торговые сети душат свердловский рынок молока: цены растут, выбор падает

«Небольшое число крупных производителей, сосредоточивших в своих руках значительную долю рынка, и доминирующее положение торговых сетей создают условия, при которых рыночные механизмы работают с существенными ограничениями», – пишут они в статье, опубликованной в журнале «Экономика и бизнес». Соавторы указывают, что фактически цены диктуют несколько крупных сетей, поделивших розничную торговлю в Свердловской области. Наценки могут составлять 40–150 % от стоимости товара от производителя. К тому же такой «квазирынок» мешает зайти в отрасль новым игрокам: у мелких производителей слишком велики издержки на единицу продукции, а барьеры для входа на рынок фактически непреодолимы. Это приводит к отсутствию реальной конкуренции: за последние несколько лет доли крупнейших поставщиков в объеме продаж почти не изменились. Все это напрямую сказывается на конечном потребителе: ему приходится не только больше платить, но и довольствоваться малым ассортиментом. «Не мы выбираем производителя, цену и уровень качества. Ведь мы выбирали бы натуральный продукт, ориентировались на какого-то небольшого производителя, понимая, что у него нет «жестких» добавок. А в магазине мы видим ассортимент, который предлагает торговая сеть. И он заметно сократился: если раньше было десять торговых марок йогуртов, то теперь – максимум пять, рынок молока тоже поделен», – объяснила сама Наталья Ярошевич корреспонденту «ФедералПресс». В итоге это приводит к тому, что молочных продуктов не хватает для удовлетворения потребительского спроса свердловчан. По мнению Ярошевич и ее соавторов, реальный объем рынка составляет лишь 54 % от потенциального. «ФедералПресс» напоминает, что с начала года в Свердловской области резко выросли цены на молоко, сметану, творог, сыр и сливочное масло. Это объясняли снижением производства молока. Фото: ФедералПресс / Анастасия Полетаева

Торговые сети душат свердловский рынок молока: цены растут, выбор падает
© РИА "ФедералПресс"