Кыш Бабай и Кар Кызы: меняем китайский Новый год на татарский

Новый год, символом которого по восточному календарю является Зеленая Деревянная Змея, уже не за горами. Россия – страна огромная, многонациональная и у каждого народа есть свои особенности встречи нового года. Как его готовятся встречать в Татарстане, рассказывает корреспондент ГлагоL в Татарстане Ольга Сапожникова.

Кыш Бабай и Кар Кызы: меняем китайский Новый год на татарский
© ГлагоL

Новогодняя резиденция Кыш Бабая и Кар Кызы открылась для посетителей

Резиденция Кыш Бабая — татарстанского Деда Мороза, входит сегодня в число самых узнаваемых туристических брендов республики. Она находится примерно в 80-ти километрах от Казани в селе Яна Кырлай Арского района, на родине великого татарского поэта Габдуллы Тукая. Кыш Бабай встречает здесь гостей вместе со своей свитой — любимой дочкой Кар Кызы, а также героями известных татарских сказок.

Как появился колоритный татарстанский Дедушка Мороз? Конечно, же, из сказок и легенд. Одна из них гласит, что древние тюрки отмечали начало обновления жизни в самую долгую ночь декабря. Считалось, что в эту ночь родился верховный бог Тенгре, правящий миром и божествами.

Зимой управлял Кыш тонгресе — «Зимнее божество». В народе его ласково называли Кыш Бабай. Он отвечал за веселое празднование этого великого дня вокруг священного вечнозеленого дерева — ели. Много воды утекло с тех времен, но древняя легенда не забылась.

Кыш Бабай сказочным образом возродился и сегодня искренне рад каждому, кто наведывается к нему в гости. Он с удовольствием рассказывает, чем он, к примеру, отличается от своего собрата из Великого Устюга.

«У нас разные цвета одежды. Дед Мороз, как правило, ходит в красной шубе, а у меня шуба голубая. Я ношу тюбетейку с национальным татарским орнаментом, а не шапку. И в отличие от Деда Мороза, не хожу в валенках, ношу только национальные сапоги — ичиги».

Кыш Бабай

А еще все знают, что внучка Деда Мороза — это Снегурочка, а вот «лапочку-дочку» Кыш Бабая зовут Кар Кызы (Снежная девочка). Кстати, одета она в татарское национальное платье с воланами на подоле, дополняет его нагрудное татарское украшение на матерчатой основе «изю».

В дремучей чаще сказочного зимнего леса гостям Кыш Бабая не следует особо расслабляться, здесь их поджидает разная нечисть. Так, к примеру, хитроумный Шайтан (черт) будет путать следы, и сбивать путешественников с верной тропы, Шурале (леший) пойдет в своих злодеяниях дальше: заманит несчастных в непроходимую чащу и может защекотать их до икоты своими длинными пальцами.

Резиденция самого Кыш Бабая — просторный бревенчатый терем, в его опочивальне стоят сказочные короба, так называемые, дубы-шептуны. В них можно шепнуть заветное желание, которое непременно сбудется! А напоследок Кыш Бабай подпишет всем желающим свиток-грамоту со специальным штемпелем и именной печатью своей резиденции, вручит подарки детям и взрослым, а затем в сказочной беседке гостей ждет чаепитие с вкусными блинами.

«Каз өмәсе»- одна из старинных татарских предновогодних традиций

С наступлением первых холодов — в конце ноября — начале декабря в татарских деревнях начинается заготовка на зиму гусятины. Этому посвящен один из старинных местных праздников — «Каз өмәсе» («Гусиное перо»).

Гусятина считается у татар самым вкусным мясом, а чтобы его заготовка шла быстрее и веселее, сельчанам помогают родные, друзья, соседи, ведь иногда приходится обрабатывать по несколько десятков гусей. Мужчины в этом празднике участвуют, в основном, в забивании птицы, большую же часть работы выполняют женщины, поэтому «Каз өмәсе» считается своеобразной школой умелых хозяек, бережно хранящих семейные обычаи.

В праздник с удовольствием включаются не только опытные хозяюшки, но и девушки на выданье. Они показывают здесь свое умение ощипывать птичью тушку. Будущие свекрови присматривают здесь самых расторопных и самых хозяйственных снох. За работой ведутся неспешные разговоры, женщины делятся новостями, смеются, шутят, и, конечно же, поют песни. Очень любят одну из них — старинную народную «Каз канаты» («Гусиное крыло»).

«Обычно, после того как гуси ощипаны и выпотрошены, женщины несут их на коромыслах к проруби. Идут гуськом с песнями. Затем тушки моют в ледяной воде, дают время, чтобы с них стекла вода, обмазывают их солью и подвешивают сушиться в амбаре. Вяленые гуси — знаменитый татарский деликатес «созревает» не быстро, на это уходит несколько месяцев».

Фания-апа, одна из участниц праздника «Каз өмәсе» в Нижнекамском районе Татарстана.

А ещё моя подруга Лиля поделилась со мной рецептом приготовления вяленого гуся, который она записала у своей тети — Файрузы-апы, живущей в Муслюмовском районе республики. Кстати, говорят, что именно здесь выращивают больше всего гусей в Татарстане.

Так, вот, рецепт. На столе расстилается чистая марля, сложенная в несколько слоев, на неё насыпается толстый слой соли, а затем сюда укладывают подготовленную тушку птицы. Потом тушку обильно натирают солью изнутри. Можно для вкуса положить горошки черного перца, но это на любителя. После этого гуся плотно заворачивают в марлю с солью, а затем — ещё и в бумагу. Тушка в таком виде подвешивается в сарае на провяливание. Деликатес будет готов не раньше чем, через три месяца.

Сегодня настоящий деревенский вяленый гусь, выдержанный положенное время, приготовленный по всем стандартам, — это не повседневное, а праздничное блюдо. Все-таки современная деревня постепенно отходит от традиции гусеводства, и домашний вяленый гусь становится дефицитом. Потому и стоит он дорого. Но и продукт на выходе получается поистине уникальный. Его сравнивают с испанским хамоном — технология обработки мяса такая же. И иностранцы, и россияне говорят, что такого больше нигде не пробовали. И, конечно, же, вяленый гусь займет достойное место на праздничном новогоднем столе татарстанцев.