Артём Белов: России не хватает сырого молока из-за роста потребления
Национальное аграрное агентство традиционно подводит «Итоги года» с членами Экспертного совета. Молочная отрасль недавно преподнесла российским потребителям неприятный сюрприз со сливочным маслом. Почему оно вдруг подорожало, а где-то даже пропадало с полок? Из-за чего нам перестало хватать молока и каковы ожидания у отрасли? Генеральный директор «Союзмолоко», член Экспертного совета Национального аграрного агентства Артём Белов ответил на эти и другие вопросы в эксклюзивном интервью. ROSNG: Наш первый вопрос, конечно же - про недавно возникшую ситуацию со сливочным маслом. Много уже было сказано о причинах, причём назывались самые разные. Так что же это было, и как обстоит дело сейчас? Белов: Первый фактор, которым можно объяснить недавнюю ситуацию – это достаточно серьёзный рост спроса на молочную продукцию в последние два года на фоне увеличения реально располагаемых доходов населения. В частности, по сливочному маслу потребление выросло более чем на 2%. Второй важный момент: когда мы говорим о рынке жиров, то должны понимать, что это не только сливочное масло, но, в том числе, и сливки, из которых само масло производят. Здесь мы видим, что спрос на них вырос более чем на 15%. Это связано с увеличением потребления по целому ряду категорий (творожные сыры, мороженое) со стороны кондитеров и так далее. Третьим фактором, который повлиял на ситуацию со сливочным маслом, стал рост себестоимости его производства – увеличивается цена сырого молока и жиров на мировом рынке. Год к году сливочное масло в Европе подорожало более чем на 70%, в странах Океании – больше чем на треть. Именно эти тренды влияли на рынок в последний год. Как результат, мы видели, что полка в магазинах со сливочным маслом, в принципе, полная, но цена на него росла более высокими темпами, чем в среднем по «молочке», которая до недавнего времени являлась дефлятором продовольственной корзины. Если говорить о текущей ситуации, то мы видим стабилизацию цен на сливочное масло, и я не считаю, что у нас будет какая-то серьёзная ценовая динамика в ближайшие месяцы. Единственное, что может повлиять на цену – это ослабление рубля, так как 20% сливочного масла мы импортируем. Но в целом, с точки зрения рынка масло физически доступно, его достаточно, цены скорректировались и будут оставаться на таком уровне. - С какими результатами завершают год производители товарного молока в объёмах, деньгах, и насколько этот бизнес сегодня рентабельный? - Спрос на сырое молоко сейчас очень хороший. За последние три месяца цена на него росла двузначными темпами, и доходность в секторе сформировалась достаточно неплохая. Год мы заканчиваем тоже с позитивными результатами. Производство товарного молока год к году выросло примерно на 2%. При этом с учётом растущего потребления, необходимости продолжать импортозамещение по отдельным категориям, увеличивать экспортные поставки, сектор остаётся достаточно интересным для инвесторов. Нам есть куда расти и ради чего наращивать объёмы внутреннего производства. - Несколько месяцев назад Вы сказали, что молочная отрасль России может столкнуться с дефицитом сырья, потому что спрос на молочную продукцию растёт быстрее, чем производство. На сколько увеличился спрос в этом году, на какую категорию молочных продуктов, и чем это можно объяснить? - В целом растёт потребление всех основных молочных продуктов. В натуральном выражении оно увеличилось примерно на 6%. Более высокими темпами растёт спрос на мороженое (почти на 20%), сыры, современная молочная категория, творог. Более низкими темпами растёт традиционная молочная продукция – цельномолочная и кисломолочная. В то же время, как я уже сказал, прирост товарного молока составляет около 2% и, следовательно, здесь возникает диспропорция спроса и предложения. Ключевая задача сейчас – это наращивание объёмов товарного молока. Сегодня наблюдается некоторая напряжённость на рынке, что приводит к достаточно серьёзному росту цены на сырьё. Я надеюсь, что реализация новых инвестиционных проектов и повышение эффективности в молочном животноводстве будут способствовать тому, что внутренний спрос будет удовлетворяться, прежде всего, за счёт внутреннего производства. Это небыстрый процесс. Понятно, что если вы хотите построить молочную ферму и начать производить сырое молоко, вам нужно минимум 2-3 года на то, чтобы построить ферму, привезти коров и начать получать молоко. Поэтому пока вот эта диспропорция есть, она нивелируется за счёт объёмов импорта. В этом году они были увеличены примерно на 15%. - А насколько охотно переработчики закупают молоко у малых и средних фермерских хозяйств? - Никаких проблем с этим нет. Если молоко соответствует качеству, то переработчики готовы его брать. Единственное – это вопрос объёмов. В молочной отрасли есть такое понятие как сборное молоко, закупленное именно у небольших производителей. Существуют трейдеры, которые собирают это молоко на рынке, консолидируют его по качеству в товарные партии определённых параметров и направляют в перерабатывающие компании. Некоторые заводы сами занимаются этим напрямую. - Если говорить про переработку, то по каким позициям «молочки» мы по-прежнему импортозависимы и почему? - Если мы посмотрим динамику последних 10 лет, то уровень самообеспеченности молочной продукцией в России вырос примерно с 77% до 87%. Но если мы будем оценивать уровень Продовольственной безопасности совместно с Республикой Беларусь, с которой у нас создано единое таможенное пространство, он уже превысил 100%-ный показатель. Однако определённый объём продукции мы всё равно импортируем. Это, прежде всего, сыры и сливочное масло. Но даже по этим категориям наш собственный уровень самообеспеченности в последние годы растёт, и сейчас составляет чуть более 80%. - Какие основные проблемы производителей и переработчиков молока на сегодняшний день Вы можете особо отметить? - Ключевой вызов, который сейчас есть – это довольно жёсткая кредитно-денежная политика Центробанка. Ставка составляет 21%, и есть вероятность, в декабре она снова будет увеличена. Это, конечно, является серьёзной финансовой нагрузкой на производителей и переработчиков молока – как тех, кто уже реализовал свои проекты, так и тех, кто ещё только планирует. В целом же ситуация на рынке хорошая: есть растущий внутренний спрос и возможности для развития экспортных проектов. Вопрос лишь в том, что нам нужно больше производить качественного молока и перерабатывать его в продукты для внутреннего рынка, так и на экспорт. А для этого нужны доступные инвестиции. Текущие ставки в 13-14% хотя и не являются запретительными, но очень серьёзно влияют на экономику проектов. Если говорить про господдержку, то в молочном животноводстве ещё 8 лет назад были сформулированы ключевые направления. Это льготные инвестиционные кредиты, краткосрочные, возмещение прямых понесённых затрат, субсидия на литр, а также племенная поддержка. Все эти механизмы работают, и большинство из этих бюджетных строк, в принципе, обеспечены деньгами. Единственный ключевой вызов – это достаточное для всех инвесторов финансирование льготных кредитов. Самое важное для дальнейшего развития сектора – это доступность ресурсов для новых проектов.