Потребители переходят от слабоалкогольных коктейлей к игристым винам в банках

После резкого повышения акцизов на слабоалкогольные напитки их производство уже сократилось в полтора раза. Зато на этом фоне выросло производство пивных напитков. Даже производители игристых вин стали разливать свою продукцию в алюминиевые банки, стремясь переключить на себя потребителей дорожающих слабоалкогольных коктейлей.

Потребители переходят от слабоалкогольных коктейлей к игристым винам в банках
© Российская Газета

Так, по данным Росалкогольтабакконтроля, в январе-ноябре 2024 года производство слабоалкогольных напитков в России снизилось на 53% в сравнении с таким же периодом прошлого года - с 20,29 млн декалитров (дал) до 9,57 дал. Дело в том, что с мая 2024 года акцизы на слабоалкогольные коктейли выросли почти втрое. При этом производство игристых (шампанских) вин за тот же период увеличилось на 25,7%, до 15,8 млн. А выпуск пивных напитков за январь-сентябрь (последние доступные данные) вырос на 16,6%, до 88,567 млн дал.

Сейчас наблюдается рост продаж игристых вин в банках, при этом основной объем рынка винодельческой продукции в таком типе тары занимают игристые вина, рассказала "РГ" председатель Алюминиевой ассоциации Ирина Казовская. Так, по подсчетам ассоциации, только в 2022 году доля банки в структуре рынка отечественных игристых вин по сравнению с 2021 годом выросла в 3,7 раза до 5,16%.

Сейчас темпы роста двузначные. В последние несколько лет заметно изменилось отношение аудитории, особенно молодой, к спиртным напиткам. Крепким спиртным напиткам потребители все больше предпочитают легкие тихие и игристые вина. При этом алюминиевая банка удобна для покупателя. Сейчас потребители все больше склоняются к готовым продуктам, а банку открыл и тут же выпил. К тому же банка легкая, не бьется (в отличие от стекла), быстрее охлаждается в холодильнике и может быть полностью переработана.

Банка удобнее для разового использования, чем бутылка 0,75. А при сворачивании торговли готовыми коктейлями розлив игристого в банки выглядит как альтернатива, считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. "Можно сказать, что потребители коктейлей в значительной степени требуют игристые вина в банках", - пояснил он.

Российские производители заявляют о начале выпуска игристых в банках (например, "Фанагория"). Присутствует на рынке и импорт. Так, есть такие вина в ассортименте виноторговой компании Fort, хотя и в небольшом объеме. Такой формат удобен, например, для мероприятий на свежем воздухе. Но российские потребители консервативны и пока все же отдают предпочтение напиткам в традиционной стеклянной бутылке, поясняет директор по закупкам Fort Дарья Сологуб. При этом российские игристые вина в банках значительно дешевле импортных, стоимость которых выше примерно в три раза из-за таможенных пошлин и налогов, признает Сологуб.

В SimpleWine говорят о высоком интересе потребителя к такому формату, поэтому компания рассматривает расширение ассортимента с фокусом на следующий летний сезон.

Основным бенефициаром ухода слабоалкогольных напитков с рынка являются все же пивные напитки, считают эксперты. "Категория слабоалкогольных напитков до недавнего времени была прибежищем продуктов-имитаторов игристых вин, после того как их туда вытеснили ужесточением регулирования сначала в категории винных, а потом и фруктовых напитков. Сами слабоалкогольные коктейли (джин-тоники) прибило последним повышением ставки акциза, а бодрое "итальянское настроение" в "шампанской" бутыле и с мюзле теперь делается на солодовой основе, по другой акцизной ставке. Акциз на пивные напитки проиндексирован всего на 5% в 2024 году, тогда как на другие категории ставка повышена до трех раз. По итогам года только пивных "дженериков" игристого выльется на рынок примерно 120 млн литров. Больше, чем объемы производства трех лидеров производства российского игристого вина вместе взятые", - говорит руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев.