В Госдуме рассказали, как не нарваться на подделки на маркетплейсах
Контрафактная продукция стала настоящим бичем маркетплейсов. Множество недобросовестных продавцов стремятся заработать, продавая некачественную или даже опасную продукцию под видом оригинальной.
Особенно это заметно в сфере косметики. Высококачественные, лицензионные средства известных брендов стоят дорого - их цена может достигать нескольких тысяч рублей даже за небольшой флакон. Но на маркетплейсах и сайтах объявлений можно встретить предложения купить якобы ту же продукцию всего за 800-1000 рублей.
Проблема усугубляется тем, что последствия использования такой продукции могут быть непредсказуемыми. Некачественные ингредиенты способны вызвать аллергические реакции, кожные заболевания или другие проблемы со здоровьем. Потребители, доверяя внешнему виду и низкой цене, часто не осознают, что покупают неоригинальную продукцию.
Определить, оригинальный ли товар перед вами или подделка, не всегда просто, особенно на маркетплейсах и в объявлениях. Однако существуют вполне рабочие способы, которые помогут не нарваться на контрафактную продукцию. "Прежде всего, важно помнить, что слишком низкая цена - это тревожный сигнал. Это главное, на что стоит обращать внимание. Если товар стоит значительно дешевле, чем в официальных магазинах, это веский повод задуматься. Например, известные бренды не могут себе позволить радикально снижать цены, поэтому резкая разница в стоимости должна настораживать.Перед покупкой стоит изучить рыночную цену на оригинальный товар. Для этого можно зайти на официальный сайт бренда или проверить цены в крупных проверенных розничных сетях. Если маркетплейс предлагает вам косметику или аксессуары в несколько раз дешевле, чем в официальных точках продажи, скорее всего, перед вами подделка. Стоимость может немного отличаться из-за акций или скидок, но эта разница никогда не будет кардинальной", - пояснил "Российской газете" член Попечительского совета Международной ассоциации "Антиконтрафакт", член Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Артур Таймазов (фракция "Единая Россия").
Также внимательно стоит изучить описание товара и его фотографии. Нередко продавцы подделок прибегают к небольшим уловкам: изменяют одну-две буквы в названии бренда, используют фотографии оригинальной продукции, но в описании мелким шрифтом добавляют фразы вроде "по мотивам" или "в стиле оригинала". "Убедитесь, что на упаковке или флаконе указаны все необходимые данные: состав, страна-производитель, срок годности, а также наличие батч-кода или QR-кода. Настоящие производители заботятся о прозрачности информации, в то время как поддельные товары часто имеют неполное или неточное описание. Еще один важный шаг - проверка подлинности товара с помощью специальных сервисов. В России действует система маркировки "Честный знак". После доставки товара, или в пункте самовывоза, отсканировав QR-код с упаковки через приложение, вы сможете узнать, зарегистрирован ли товар в базе, кто его производитель, а также дополнительную информацию о его происхождении. Но лучше сочетать этот метод с другими способами проверки", - советует депутат.
Отзывы других покупателей - полезный, но не всегда надежный инструмент. "Обратите внимание, насколько подробны и разнообразны комментарии. Если все отзывы исключительно положительные, написаны в одном стиле и не содержат фото товара, это может быть признаком накрутки. Лучше искать отзывы с фотографиями, где видно, как товар выглядит в реальной жизни - а также те отзывы, которые написаны после длительного использования товара, а не через пару дней после покупки. Если у вас остаются сомнения, в личной переписке или во время звонка попросите продавца предоставить сертификаты качества или другие документы, подтверждающие происхождение товара. По закону продавец обязан предоставить полную информацию о своем товаре. Если продавец уклоняется от ответа или не может предъявить документы, лучше отказаться от покупки", - рассказал депутат.
Важно также изучить, кто является продавцом.
Если продавец - частное лицо или малоизвестная компания, это дополнительный повод для осторожности. Например, известные бренды чаще всего работают с крупными дистрибьюторами или сами размещают свои товары на маркетплейсах. Если же в графе "продавец" указано частное лицо, есть риск, что перед вами контрафакт. Кроме того, стоит обратить внимание на ассортимент продавца. Если он продает все подряд - от косметики до электроники - это сигнал, что он, скорее всего, не является официальным дистрибьютором бренда.
Еще один признак подделки - качество упаковки. Оригинальная продукция известных брендов отличается высокой детализацией: четкий шрифт, ровные линии, отсутствие орфографических ошибок. В подделках, напротив, можно заметить размытую печать, неправильные названия или грубые ошибки. Даже небольшой перекос в логотипе или неаккуратное нанесение информации - это признак, что перед вами не оригинал.