В Госдуме рассказали, как не нарваться на подделки на маркетплейсах

Контрафактная продукция стала настоящим бичем маркетплейсов. Множество недобросовестных продавцов стремятся заработать, продавая некачественную или даже опасную продукцию под видом оригинальной.

В Госдуме рассказали, как не нарваться на подделки на маркетплейсах
© Российская Газета

Особенно это заметно в сфере косметики. Высококачественные, лицензионные средства известных брендов стоят дорого - их цена может достигать нескольких тысяч рублей даже за небольшой флакон. Но на маркетплейсах и сайтах объявлений можно встретить предложения купить якобы ту же продукцию всего за 800-1000 рублей.

Проблема усугубляется тем, что последствия использования такой продукции могут быть непредсказуемыми. Некачественные ингредиенты способны вызвать аллергические реакции, кожные заболевания или другие проблемы со здоровьем. Потребители, доверяя внешнему виду и низкой цене, часто не осознают, что покупают неоригинальную продукцию.

Определить, оригинальный ли товар перед вами или подделка, не всегда просто, особенно на маркетплейсах и в объявлениях. Однако существуют вполне рабочие способы, которые помогут не нарваться на контрафактную продукцию. "Прежде всего, важно помнить, что слишком низкая цена - это тревожный сигнал. Это главное, на что стоит обращать внимание. Если товар стоит значительно дешевле, чем в официальных магазинах, это веский повод задуматься. Например, известные бренды не могут себе позволить радикально снижать цены, поэтому резкая разница в стоимости должна настораживать.Перед покупкой стоит изучить рыночную цену на оригинальный товар. Для этого можно зайти на официальный сайт бренда или проверить цены в крупных проверенных розничных сетях. Если маркетплейс предлагает вам косметику или аксессуары в несколько раз дешевле, чем в официальных точках продажи, скорее всего, перед вами подделка. Стоимость может немного отличаться из-за акций или скидок, но эта разница никогда не будет кардинальной", - пояснил "Российской газете" член Попечительского совета Международной ассоциации "Антиконтрафакт", член Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Артур Таймазов (фракция "Единая Россия").

Также внимательно стоит изучить описание товара и его фотографии. Нередко продавцы подделок прибегают к небольшим уловкам: изменяют одну-две буквы в названии бренда, используют фотографии оригинальной продукции, но в описании мелким шрифтом добавляют фразы вроде "по мотивам" или "в стиле оригинала". "Убедитесь, что на упаковке или флаконе указаны все необходимые данные: состав, страна-производитель, срок годности, а также наличие батч-кода или QR-кода. Настоящие производители заботятся о прозрачности информации, в то время как поддельные товары часто имеют неполное или неточное описание. Еще один важный шаг - проверка подлинности товара с помощью специальных сервисов. В России действует система маркировки "Честный знак". После доставки товара, или в пункте самовывоза, отсканировав QR-код с упаковки через приложение, вы сможете узнать, зарегистрирован ли товар в базе, кто его производитель, а также дополнительную информацию о его происхождении. Но лучше сочетать этот метод с другими способами проверки", - советует депутат.

Отзывы других покупателей - полезный, но не всегда надежный инструмент. "Обратите внимание, насколько подробны и разнообразны комментарии. Если все отзывы исключительно положительные, написаны в одном стиле и не содержат фото товара, это может быть признаком накрутки. Лучше искать отзывы с фотографиями, где видно, как товар выглядит в реальной жизни - а также те отзывы, которые написаны после длительного использования товара, а не через пару дней после покупки. Если у вас остаются сомнения, в личной переписке или во время звонка попросите продавца предоставить сертификаты качества или другие документы, подтверждающие происхождение товара. По закону продавец обязан предоставить полную информацию о своем товаре. Если продавец уклоняется от ответа или не может предъявить документы, лучше отказаться от покупки", - рассказал депутат.

Важно также изучить, кто является продавцом.

Если продавец - частное лицо или малоизвестная компания, это дополнительный повод для осторожности. Например, известные бренды чаще всего работают с крупными дистрибьюторами или сами размещают свои товары на маркетплейсах. Если же в графе "продавец" указано частное лицо, есть риск, что перед вами контрафакт. Кроме того, стоит обратить внимание на ассортимент продавца. Если он продает все подряд - от косметики до электроники - это сигнал, что он, скорее всего, не является официальным дистрибьютором бренда.

Еще один признак подделки - качество упаковки. Оригинальная продукция известных брендов отличается высокой детализацией: четкий шрифт, ровные линии, отсутствие орфографических ошибок. В подделках, напротив, можно заметить размытую печать, неправильные названия или грубые ошибки. Даже небольшой перекос в логотипе или неаккуратное нанесение информации - это признак, что перед вами не оригинал.