Что происходит на рынке готовой еды и какое будущее его ждет

В Верхней Пышме открылось крупнейшее в УрФО производство готовой еды. Это целый комплекс, разместившийся на 7500 квадратных метрах, готовый поставлять на рынок более 35 тонн продукции - 150 тысяч порций - в сутки. Производитель говорит о новых технологиях, современном оборудовании и обещает обеспечить высокий стандарт качества. Как это изменит уральский рынок готовой еды?

Что происходит на рынке готовой еды и какое будущее его ждет
© Российская Газета

Массовый переход на готовые щи-борщи, кажется, уже неотвратим. Неужели освобождение женщины от стояния у плиты, о котором мечтали еще сто лет назад, становится явью? Правда, проектировщики экспериментальных советских домов без кухонь предусматривали для жителей большие коллективные столовые. А теперь и они не нужны: котлету с пюре или какой-нибудь том-ям можно купить по пути с работы в магазине и просто разогреть дома, поужинав не в компании соседей, а с телевизором или смартфоном.

Главный плюс обеда или ужина в коробочке очевиден - экономия времени и сил на готовку. Из минусов - нередко весьма средний вкус, вопросы к качеству и зачастую высокая цена. "Если дешевле, то порции маленькие, одной не наешься, а покупать две уже дороговато", - рассуждает екатеринбурженка Елена, использующая порой такую палочку-выручалочку.

Что до качества, то риски, конечно, довольно высоки. Как показали ЧП этого года, связанные с отравлениями готовыми блюдами известной уральской сети, размещение заказов на такую продукцию на стороне чревато ослаблением контроля. Как говорится, хочешь сделать хорошо - сделай сам. Однако многие уральцы готовы на все, чтобы освободить себя от кухонной рутины. На растущий спрос реагирует и бизнес - направление-то, оказывается, перспективное!

- Два с половиной года назад, когда Юлия Багмут пришла к нам с этим проектом, мы думали, что это сказка завтрашнего дня. Но сказка наступила уже сегодня. И вот фабрика открылась. Изначально объект планировался для обеспечения питанием социальных учреждений - школ, больниц, но уже в ходе строительства начали поступать предложения от торговых сетей, коммерческих предприятий. И теперь сам руководитель выбирает, с кем будет работать, - говорит замминистра агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области Светлана Островская.

17,5 процента опрошенных свердловчан покупают готовую еду на обед, 12,3 - на ужин, 7,1 - на завтрак

Директор фабрики Юлия Багмут сообщила, что работа пойдет по четырем направлениям: сырьевому, кулинарному, кондитерскому и хлебобулочному. Подобрана команда технологов, поваров-кондитеров, дизайнеров. В проект было вложено 3,5 миллиарда рублей, и основатели компании рассчитывают на скорую окупаемость инвестиций.

По словам Островской, рынок меняется: еще недавно в федеральные торговые сети невозможно было зайти с готовой едой, а сейчас заказов у фабрики больше, чем она сможет произвести - очевидно, потребуется проектировать второй такой же объект.

- Это инвестиции в будущее растущего рынка готовой еды. Мы не просто производим продукцию, а устанавливаем новые стандарты качества, переосмысливая традиции с помощью инноваций. Надеемся, что наш проект вдохновит других, - говорит директор фабрики.

Другие игроки рынка подтверждают: спрос растет. Так, основатель екатеринбургской сети магазинов Александр Оглоблин недавно закрыл супермаркеты и сосредоточил усилия на развитии фабрики готовой еды.

- Жители больших городов хотят проводить все меньше времени у плиты. Да и многие сотрудники офисов предпочитают приносить на обед готовую еду. Этот рынок действительно растет, но крепнет и конкуренция, - констатирует Оглоблин.

По его словам, чтобы успешно сотрудничать с федеральными сетями, нужно быть готовым "полностью раскрыться", вплоть до предоставления точных сведений о себестоимости того или иного блюда. А главной особенностью своего бизнеса называет работу без выходных и праздников.

Эксперты утверждают: популярность готовой еды будет и дальше активно расти, причем не только среди молодежи. А значит, предпринимателям стоит попробовать силы в таком деле и не бояться прихода крупных игроков.

- Пока рынок не заполнен, места хватит всем. Конечно, существуют определенные риски для мелких производителей, но у них есть свои преимущества. Качество и сроки доставки продукции у новичков пока неизвестны, потребитель их не знает, в отличие от проверенных поставщиков, главная задача которых - удержать лояльных покупателей. Их козыри - сложившаяся репутация и качество, и надо постараться их сохранить, - рассуждает руководитель Центра развития агропродовольственных систем и маркетинговых исследований Института экономики УрО РАН Валентина Неганова. - Как вариант, можно уйти в какое-то эксклюзивное кулинарное направление, выбрать свою аудиторию.

К примеру, по оценке директора центра "Гарантия качества" Людмилы Расовой, в сфере готовой еды не закрыты ниши японской и других национальных кухонь. Выводы сделаны на основе проведенного центром исследования, результаты которого могли бы помочь новичкам определиться с бизнес-стратегией. Так, лидерами потребительских предпочтений среди предложений "еды в коробочке" на Урале стали блюда на основе теста: пироги и пирожки, пицца, шаурма, хот-доги, кулебяки, сэндвичи, чебуреки - их выбирают 45,2 процента опрошенных. Не отстают и хлебобулочные, кондитерские изделия - булочки, торты, круассаны, пирожные. Затем идут блюда японской кухни (35,4 процента), салаты (33). Почему расклад именно такой, понятно, если учесть наши климатические условия и специфику занятости (физический труд здесь не на последнем месте): блюда из теста сытнее, быстрее насыщают - с этим не поспоришь. Опять же они дешевле мяса и овощей. 17,5 процента опрошенных свердловчан покупают готовую еду на обед, 12,3 - на ужин, 7,1 - на завтрак. В основном такую провизию приобретают в супер- и гипермаркетах. Кстати, как оказалось, готовые блюда ввели в свой ассортимент не только федеральные, но и местные торговые сети. А среди городов Среднего Урала по их продвижению лидируют, помимо Екатеринбурга, Березовский, Нижний Тагил и Каменск-Уральский.

- Основные факторы выбора потребителей - доверие к производителю, цена, натуральный состав. Большая часть опрошенных тратит на одну покупку 150-300 рублей, - делится подробностями Людмила Расова. - Более половины - 61,3 процента респондентов - покупали готовые блюда разово.

Бизнес должен приложить все усилия, чтобы эта аудитория стала постоянной: люди присматриваются к конкретному продукту, и от того, каким окажется первый опыт, зависит дальнейшее потребление, внимание ко всему ассортименту.

Кстати

По данным сервиса "Яндекс. Лавка", продажи готовой еды в регионах России за август-октябрь 2024 года выросли на 72 процента, причем здесь они прирастают быстрее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. По данным компании "Нильсен", лидерами по темпам роста популярности готовой еды являются юг России, Сибирь и Урал.