К каким последствиям приведет запрет промышленного вылова трески
Минсельхоз России разработал проект приказа об ограничении промышленного вылова трески в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне в 2025 году. В документе, в частности, речь идет о запрете вылова тихоокеанской трески с использованием донных тралов и снюрреводов в Западно-Беринговоморской зоне и Карагинской подзоне до 15 апреля 2025 года. Кроме того, этим же приказом предлагается ограничить добычу трески с помощью ярусных орудий в указанных зонах до 31 марта следующего года.
Треска тянет за собой макруруса
Против запрета в таком виде выступила Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморского края (АРРП). При этом, по словам президента объединения Георгия Мартынова, рыбаки вовсе не против ограничений на вылов трески как таковых. Падающий промысел этой рыбы обусловлен уменьшением захода в наши воды трансграничной популяции акватории США. Однако запрет в нынешнем виде, по мнению представителей отрасли, может привести к ограничениям промысла ярусных объектов, в том числе востребованной на российском рынке деликатесной угольной рыбы.
В связи с этим в АРПП предлагают: если речь идет о сохранении мест нереста трески, то целесообразно в указанные сроки установить запреты только на промысел этой рыбы, а не ограничивать орудия лова, которые используют для добычи других видов биоресурсов. Ведь многие компании добывают ярусами рыбу на глубине от 600 до 1300 метров, в то время как треску - до 400 метров.
Еще один важный для России промысел - лов макруруса. Эта рыба, как и угольная, добывается на глубине от 600 метров, и ярусные орудия повредить нерестилища трески никак не могут.
- Треску наши рыбаки ловить не собираются, но полный запрет на использование ярусных орудий нанесет серьезный экономический ущерб предприятиям, которые заняты на добыче макруруса и угольной рыбы, - заявил Георгий Мартынов.
Напомним, жесткий вариант запрета на вылов трески уже применялся в Дальневосточном бассейне - в декабре 2023 года Минсельхоз РФ запретил промышленную добычу данной рыбы всеми орудиями лова в Западно-Беринговоморской и Чукотской зонах вылова. Ограничения действовали до 15 апреля 2024 года.
Рыбаки сталкивались с проблемой, когда запрет на вылов одной рыбы, влечет за собой фактическую невозможность добычи еще нескольких видов водных биоресурсов
Биржа не к месту
Кроме того, рыболовецкие компании региона противятся еще одной новации - внедрению в России биржевой торговли рыбой. Данный вопрос сейчас находится на обсуждении в правительстве.
При этом глава Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ) Игорь Артемьев заявил, что идею поддерживает как Федеральная антимонопольная служба, так и минсельхоз. В связи с возможным внедрением биржевой продажи рыбы руководитель СПбМТСБ также отметил, что уместно использовать минтай в замороженном виде как отправную точку для определения цен на другие виды рыбы, учитывая коэффициент пересчета, который известен рынку. Это позволит установить рыночные цены и обеспечить прозрачность в системе продаж.
- В Москве минтай может стоить от 200 до 300 рублей за килограмм, в то время как рыбаки, вылавливающие эту рыбу, получают всего 70 рублей за килограмм, - привел пример Игорь Артемьев. - Это вызывает вопросы, почему цена на минтай в России так высока, сопоставима со стоимостью мяса или даже превышает ее. Кто зарабатывает на этом искусственном увеличении цен? Оказывается, существуют организации, похожие на картели, занимающиеся перепродажей рыбы по завышенным ценам, что позволяет им получать прибыль. Таким образом, антимонопольная служба пришла к выводу, что на рынке рыбы в России функционирует "паразитическая" система.
По мнению Артемьева, лучшим средством от таких "паразитов" и является биржа. Если появится возможность приобрести товар напрямую у рыбака или первого оптовика, то все "паразиты" пойдут в никуда.
С такой позицией не согласны рыбаки Дальнего Востока. По словам президента АРРП, инициаторам нововведения нужно прежде всего определиться с терминологией. А именно, не путать биржевую и аукционную торговлю рыбопродукцией. Как раз вторая распространена в мире.
- Мы наблюдаем, как работают рыбные аукционы в той же Японии, когда покупатели соревнуются за конкретные уловы. Все видят партию рыбы и предлагают за нее соответствующую цену. А биржевая торговля предполагает отсутствие конкретных партий товара. Как можно на бирже торговать рыбой, если вы ее не видите? Это у нефти есть более или менее стабильное качество, свойственное тому или иному сорту, а каждая партия рыбы имеет свою особенность. Никто не знает, к примеру, какого объема будет улов, в каком состоянии рыба попадет на берег и на склад. Рыба - не биржевой товар, и так считают во всем мире, - резюмировал Георгий Мартынов.
Впрочем, это далеко не все трудности, с которыми столкнулись рыбаки Дальнего Востока в наступившем году. По словам главы АРРП, буквально дамокловым мечом продолжает висеть над предприятиями проблема закредитованности отрасли. Чтобы выполнить все условия получения инвестиционных квот, рыбакам приходится брать в банках большие суммы. Да, такая мера позволяет строить флот на российских верфях, а также развивать береговую рыбоперерабатывающую базу, но ставки по кредитам стали практически неподъемными. Главная причина - высокая ключевая ставка Банка России.
Между тем
На совещании, проведенном комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию 28 января, были озвучены меры поддержки отечественного рыбного хозяйства.
Директор департамента регулирования в области рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац подчеркнул, что субсидирование транспортировки рыбной продукции с Дальнего Востока в центральные регионы страны железнодорожным путем является важным элементом господдержки. В частности, средства направляют на перевозку минтая, горбуши и сардины-иваси. Финансирование программы будет продолжаться в соответствии с поручениями главы государства, заявил Евгений Кац. Это приведет к увеличению предложения и снижению цен на горбушу, минтай и иваси.