Будут ли россияне питаться едой из сверчков и кузнечиков

С 10 февраля в странах Евросоюза вступает в силу регламент, разрешающий использование при изготовлении хлеба, сыра, макарон, соусов, джемов порошка из личинок мучного хрущака. При этом приучать европейцев к продуктам из насекомых, называя их источником полезного белка и инновационной едой, начали еще в 2012 году, создав «Международную платформу по продвижению насекомых в качестве питания и корма».

Будут ли россияне питаться едой из сверчков и кузнечиков
© Парламентская газета

В России едой из насекомых людей пока не потчуют, хотя при производстве кормов для домашних и сельскохозяйственных животных мух, личинок и сверчков уже используют. Увидим ли мы на прилавках хлеб из муки со сверчками и нужна ли вообще россиянам такая еда, разбиралась «Парламентская газета».

Предупреждать неформально

Зампред Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Олег Леонов еще в 2023 году обращался в Роспотребнадзор с предложением об обязательной маркировке продуктов, если при их изготовлении используется сырье из насекомых.

Мнение парламентария на этот счет не изменилось и сейчас: такую еду обязательно нужно ярко маркировать. Тем более найти ее не проблема, поскольку специфические снеки продаются на отечественных маркетплейсах.

«Если человек осознанно решает попробовать жареных сверчков или соленых кузнечиков, это его право. Но я против того, чтобы в привычные продукты, такие как хлеб, кондитерские изделия, молочные продукты, добавляли такие ингредиенты, не предупреждая об этом потребителей», — сказал «Парламентской газете» Олег Леонов.

Проводил ли Роспотребнадзор какие-то исследования после запроса депутата, чтобы оценить необходимость прямого запрета производства и ввоза пищи, содержащей насекомых, Олег Леонов не знает. Ведомство на момент подготовки материала на обращение «Парламентской газеты» не ответило.

В любом случае яркая метка нужна, потому что производители могут хитрить и указывать в составе, например, протеинового батончика не «порошок мучного хрущака», а его латинское и малопонятное для нас название — Tenebrio molitor. Формально предупредят, по факту — нет.

Но в производстве традиционных продуктов питания в России сырье из насекомых пока не используют. И будут ли использовать — большой вопрос.

«С точки зрения технологии это вполне реализуемо, но зачем? Я думаю, мы в России не очень готовы к таким продуктам», — сказал «Парламентской газете» вице-президент Российского союза пекарей, профессор, автор научных работ в области разработки продуктов повышенной пищевой ценности из сырья растительного происхождения Сергей Краус.

Альтернатива голоду

На вопрос «зачем» отвечают лоббисты энтоповестки: по данным ООН, у половины населения Земли дефицит протеинов. Дальше будет хуже, потому что человечество растет бешеными темпами и всем нужна еда. При этом животноводство уже сейчас занимает около 70 процентов всех земель сельхозназначения. В этой связи поиск альтернативных источников полезной пищи, и прежде всего белка, актуален как никогда.

Главный источник животного белка для людей — это мясо и продукты из него. Но они стоят дорого, цикл производства длинный, риски пандемий велики. А, например, сверчкам требуется в шесть раз меньше корма, чем крупному рогатому скоту, и в два раза меньше, чем свиньям и цыплятам, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций. Насекомые компактнее, они потребляют меньше воды. У них нет инфекций, из-за которых требуется ликвидировать все поголовье. То есть это производство в промышленных масштабах должно быть дешевле.

«В традиционном животноводстве мы тратим много материальных ресурсов на то, чтобы прокормить определенный биоорганизм, который в дальнейшем должны переработать, чтобы получить условную котлету себе на стол. Поэтому идет активный поиск альтернативных источников белка», — пояснил «Парламентской газете» руководитель Ассоциации производителей альтернативных пищевых продуктов Артем Пономарев.

Вопрос: готовы ли есть котлеты из сверчков вместо стейков богатые и знаменитые или их план кормить инновационной едой других, но не себя?

Другой вопрос: если белок насекомых производить дешевле, почему продукция из него стоит дорого? Например, два года назад знаменитая итальянская пекарня шумно презентовала хлеб, выпеченный с использованием сверчковой муки. Он стоил 25 евро за килограмм.

Артем Пономарев сказал, что причина в небольших масштабах производства. А вот если спрос будет расти, начнут падать и себестоимость, и цена. И на Западе как раз стараются увеличивать спрос, привлекая к рекламе еды из насекомых звезд Голливуда. Это может сработать.

«Качественная манипуляция мнением потребителей приводит к результатам достаточно быстро. При правильной масштабной рекламной кампании их мнение может измениться», — сказал эксперт.

Хотя сейчас, два года спустя, на сайте той самой пекарни хлеба с мукой насекомых в каталоге продукции мы не нашли. Видимо, итальянцы его не оценили, несмотря на массированную рекламу.

На аллергию не проверили

А может, действительно, мы просто полны стереотипов, а еда из насекомых — это будущее?

«Производство белка из насекомых экологично. При этом многие виды съедобных насекомых содержат достаточно высокое количество белка и аминокислот. То есть польза налицо», — сказала «Парламентской газете» нутрициолог Ольга Панова, назвав сырье из насекомых неплохим вариантом при дефиците источников привычного белка.

Но при этом специалист не рекомендует полностью замещать такой пищей традиционные растительные и животные белки, даже если есть такое желание. Потому что организму нужно разнообразие. А кроме того, пока не было по-настоящему долгосрочных исследований о влиянии белка, полученного из насекомых, на организм человека, так что кушать продукты из него стоит с осторожностью, несмотря на то что в мире не менее двух миллиардов человек уже употребляют в пищу около двух тысяч видов насекомых.

«Во-первых, возможны аллергические реакции. А во-вторых, нужно понимать, что наш микробиом может быть просто не в состоянии перерабатывать такую пищу. В отличие от жителей, например, азиатских регионов, где употребление в пищу насекомых — вековая традиция», — пояснила Ольга Панова.

Еще один нюанс касается уже упомянутой дешевизны производства белка из насекомых. Например, муху черную львинку российские производители хвалят за короткий производственный цикл и всеядность — насекомое производит белок, употребляя даже отходы. Однако есть два больших «но». Во-первых, для развития этого сегмента нужны огромные инвестиции. Во-вторых, белок из мусора — это не совсем то, что нужно.

Не зря еще в СССР провалились несколько проектов по откорму свиней на пищевых отходах. С мушками может произойти та же история.

«Изначально производство белка из насекомых воспринималось так, что можно будет взять все, что есть в мусорном баке, вытряхнуть этим несчастным мушкам, они все съедят и дадут вам белок. Но, когда люди стали в это погружаться, выяснили: принцип «ты то, что ты ешь» применим не только к людям», — сказал «Парламентской газете» Артем Пономарев.

По словам эксперта, чтобы получить качественный белок, рядом с заводом, где выращивают полезных мушек, надо строить отдельный завод по производству подходящей для них еды. А это уже не так экономически интересно.

Личинки — это не мясо

Пока для России больше актуальны проекты по переработке отходов с использованием насекомых либо производство кормов для животных. Продукты для людей с такими экзотическими компонентами, как порошки из сверчков и личинок, если и появятся на отечественных прилавках, то в очень ограниченных масштабах. Для любителей.

Тем более нужды в котлетах из червей у нас, похоже, нет. По мнению Сергея Крауса, все разговоры о внедрении энтокомпонентов в пищепром чаще возникают в тех регионах, где таким образом хотят решить проблему дефицита белка. Для России это не настолько актуально.

Хотя несколько лет назад Роспотребнадзор приводил данные, что большинство россиян на 11,5 процента недобирает норму по белку. Но, возможно, проблема в ценах на главный источник животного белка — мясо или в конкретных пищевых предпочтениях наших сограждан. Потому что именно дефицита мяса в России нет: по информации agromics.ru, производство мяса в России составляет 77,2 килограмма в год при рекомендуемой Минздравом норме потребления в 73 килограмма на человека. А годовое потребление мясопродуктов у нас уже превышает 80 килограммов на каждого жителя, сообщает shoppers.media.

Для сравнения: в Евросоюзе, где так настойчиво продвигают энтоповестку, в половине стран производство мяса варьируется от 20 до 60 килограммов на человека в год. Например, в Болгарии — 31,4 килограмма, в Румынии — 50 килограммов, в Чехии — 44 килограмма, в Словакии — 27,9 килограмма, в Швеции — 57 килограммов, по данным agromics.ru.