18 февраля отмечается Всемирный день пельменей. Надо ли говорить, что в России проживают миллионы любителей этого кушанья, и в упомянутый день многие снова отдадут ему должное. Откуда и когда пельмени появились в нашей стране? Почему стали так популярны во времена СССР? Какие советские пельменные заслужили статус культовых? Обо всем этом читайте в материале «Мосленты».
Историк кулинарии Вильям Похлебкин, изучая старинные документы уральских городов и деревень, обнаружил, что с 1679 года появились записи о семьях Пельменевых, Пельменниковых и других фамилий, производных от слова «пельмень». В то время существовала традиция давать фамилию по роду занятий человека.
В Москве пельмени подавали во многих трактирах. Владимир Гиляровский писал, что хозяин одного из них, Алексей Лопашов, пригласил знатока пельменей из Сибири. Он готовил пельмени не только привычные рыбные и мясные, но и диковинные – фруктовые, в розовом шампанском. Гости хлебали их деревянными ложками.
Сам Гиляровский тоже жаловал пельмени и угощал ими своих друзей. Одному из них, Федору Шаляпину, он посвятил такой экспромт:
Тебя с пельменями мы ждали
И ждем напрасно до сих пор!
Поели, малость выпивали
И говорили милый вздор.
В советское время по указанию наркома пищевой промышленности Анастаса Микояна в столице наладили массовое производство полуфабрикатов, в том числе пельменей.
Расцвет блинных, пирожковых, пончиковых, чебуречных начался в конце 50-х — начале 60-х годов. Заметно стало больше и пельменных. Опять же по банальной причине — насытиться там можно было дешево и быстро.
Обслуживали посетителей обычно две женщины. Одна засыпала в кипящую воду белые комки из красных коробок с надписью «Пельмени русские». Другая вылавливала дуршлагом или половником готовые пельмени и бросала на тарелку.
Затем, в зависимости от желания посетителей, сдабривала их сметаной, маслом (порция 36 копеек) или уксусом и горчицей (32 копейки).
Трапезничал народ, стоя за высокими столиками. О вкусе изделий говорить не стану, потому что он… почти не ощущался, тем более под покровом соусов. И так — в большинстве заведений. Но народ был стойкий, закаленный в боях за существование. И готов был съесть все.
Недалеко от Тишинской площади, на улице Красина, работало заведение, которое прославилось тем, что туда заглядывал будущий лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский. Хотя вряд ли его кто-нибудь запомнил.
Компанию поэту составлял его друг, переводчик Виктор Голышев. Иногда приходили другие знакомые поэта. Но их имена история не сохранила. Зато остались строки Бродского, написанные по случаю очередного визита в пельменную. Не очень складные и, возможно, не совсем трезвые:
Жаль, не придумано машинки,
чтоб, околачиваясь тут,
пельмени хавать на Тишинке,
авось, еще изобретут.
Уж извините, но посетители пельменных не всегда запивали еду чаем или компотом. Нередко находилось и то, что покрепче.
Остается добавить, что историческая пельменная не дожила до наших дней — ее закрыли в 2018 году.
Давно простыл след пельменной и в проезде Художественного театра — так раньше назывался Камергерский переулок. В выходные дни рядом с заведением плескалась книжная «толкучка». И когда ее посетителей начинала гонять милиция, они укрывались за стеклянными дверями и изображали невинных едоков.
Пельменная располагалась в нескольких шагах от МХАТа и туда приходили театралы утолить голод перед спектаклями. Среди них можно было узреть знаменитостей — поэта Роберта Рождественского, писателей Валентина Распутина и Владимира Солоухина. Мелькали и другие знакомые лица.
Заходил сюда Николай Озеров, который то и дело отрываясь от тарелки, раздавал автографы. Кто-то однажды встретил легендарных братьев Старостиных — Андрея и Николая. Но пельмени бывшие футболисты есть не стали — ограничились чаем с баранками.
Осталась в памяти пельменная на Старой площади — сейчас Новая — напротив Политехнического музея. Там собирался народ тихий и задумчивый. Только звон посуды раздавался и стук подносов. Некоторые за едой читали: одни — книги, другие — газеты.
Меню было по тем временам неплохим, да и пельмени в бульоне выглядели аппетитно.
Поговаривали, что сюда захаживали товарищи в штатском из известного дома на Лубянке. Интересно, приходили они утолить голод или по каким-то тайным делам? Вопрос возник не случайно. В книге «Секреты русской кухни» бывший шеф разведки ГДР и большой гурман Маркус Вольф писал: «Волшебство пельменей никогда меня не подводило, когда надо было оказать особое внимание кому-то из наших разведчиков на Западе… Именно пельмени обладают замечательным действием — способствуют возникновению доверительных отношений между людьми…»
В заведении в здании педагогического института толпились не только местные студенты, но и пришельцы из обоих медицинских вузов, расположенных неподалеку. Шум, гвалт стоял всегда неимоверный. В окружении тарелок и стаканов кипели разговоры — о сессии, любви, будущей загородной прогулке. Одной порции многим не хватало, и они снова протискивались к прилавку. Когда аппетит студентов становился зверский, появлялась написанная от руки бумага: «Пельмени закончились».
Вспоминалась повесть Ильфа и Петрова «Светлая личность», в которой фигурирует изобретатель из города Кукуева товарищ Бабский. Одно из его изобретений — пельменный аппарат, «скоропищ», производивший три миллиона пельменей в час. Улицы города вскоре оказались завалены продукцией Бабского…
Кстати, пельменная в педагогическом работает и сейчас. Там также шумно и весело, как раньше.
На этой маленькой улице пельменями кормили издавна. В советское время здесь было немноголюдно. Захаживали в пельменную в старом доме лишь случайные прохожие, да жители окрестных домов, которым было неохота готовить. Они покупали еду, укладывали в принесенные кастрюльки и уходили обедать. Особым вниманием у них пользовались пельмени в бульоне и вареники с творогом. Традиция не прервалась и сейчас. На месте пельменной — кафе, где предлагают изделия ручной лепки. Понятно, что ассортимент заметно отличается от того, что был много лет назад. Да и посетители приходят совсем другие.
Сколько же пельменных было в Москве, не сосчитать! На Цветном бульваре, Комсомольской площади, возле магазина «Медицинская книга». Еще — на Арбате, Рождественке, Пречистенке, Новослободской, Профсоюзной, в Хвостовом переулке…
Нынешние заведения в Москве предлагают пельмени на любой вкус. В них можно отведать изделия с крабом, щукой и судаком, уткой и белыми грибами, «царской» начинкой…
Впрочем, иным подойдет совет Олега Митяева:
В стылой бане затопим мы печь
И, болтая, налепим пельмени.
И земля свою скорость изменит,
Не давая событиям течь…