В Рыбном союзе рассказали, сколько красной икры съедают россияне

Годовое потребление официально добытой красной икры в России оценивается в 12-14 тысяч тонн. Однако эксперимент по маркировке позволил за 10 месяцев выявить более 218 тонн нелегальной красной икры, рассказали в Рыбном союзе «Парламентской газете». А контроль и ограничение вывоза авиапассажирами из Петропавловска-Камчатского показали, что за неделю в багаже полуостров покидает свыше 1,4 тонны деликатеса. Куда вывозят красную икру и как борются с теневым рынком, разбиралась «Парламентская газета».

В Рыбном союзе рассказали, сколько красной икры съедают россияне
© Парламентская газета

Более 12 тысяч тонн в год

По данным экспертов рыбного рынка, годовое потребление красной икры в России оценивается в 12-14 тысяч тонн. В 2024 году объем ее производства в России составил 10,3 тысячи тонн. При этом потребности внутреннего рынка были закрыты за счет остатков богатого на улов 2023 года, дефицита икры не было и нет. Об этом председатель Рыбного союза Александр Панин рассказал «Парламентской газете».

«Подсчитать, сколько на рынке нелегальной, браконьерской икры вряд ли возможно, такой статистики нет, что очевидно, — отметил он. — Правительство для борьбы с нелегальным сектором внедряет дополнительные инструменты. Например, введена маркировка продукции из лососевой и осетровой икры средствами идентификации «Честный знак».

По словам эксперта, про эффективность маркировки пока говорить рано, но, по данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), за полгода благодаря введению маркировки в стране удалось выявить более 218 тонн нелегальной красной икры. По данным ЦРПТ, за 10 месяцев из тени выведено 89 предприятий, которые раньше не предоставляли отчетность государству.

«Тем не менее предстоит еще работа с другими каналами сбыта, — сказал Панин. — Прямая доставка, маркетплейсы, «дикие» рынки. Здесь зачастую общие правила не работают».

Не больше 10 килограммов

В 2022 году на Камчатке стартовал эксперимент по внедрению дополнительных механизмов регулирования внутренних воздушных перевозок икры лососевых видов рыб непромышленного изготовления. Необходимость взвешивать вывозимый деликатес возникла из-за больших объемов вывоза икры, добытой браконьерским способом, под видом продукции для личного употребления. По данным Россельхознадзора, с 3 по 9 февраля из аэропорта Петропавловска-Камчатского пассажиры вывезли в багаже и ручной клади 1,4 тонны икры без маркировки изготовителя.

Деликатес направлялся в шесть регионов России. Больше всего икры было у летевших в Москву — 800 килограммов, во Владивосток — 243 килограмма и Хабаровск — 175 килограммов.

При этом 9 февраля Россельхознадзор зафиксировал попытку провезти соленую икру сверх установленного ограничения по весу — более 10 килограммов — без маркировки и сопроводительных документов. Излишки авиапассажир передал сопровождающему, отметили в ведомстве.

За время проведения эксперимента, с 1 ноября 2022 года, служба проконтролировала перевозки 441,1 тонны лососевой икры без маркировки изготовителя. Выявлено 135 нарушений при перевозках икры общим весом более 1,5 тонны.

«Объемы перевозки икры в личном багаже превышают все разумные нормы, поэтому установленный лимит — логичное и правильное решение», — отметил Александр Панин.

По мнению Рыбного союза, ограничения показали свою эффективность, поэтому целесообразно распространить их на весь Дальневосточный федеральный округ.

К слову, по данным пресс-службы УМВД по Сахалинской области, за 10 месяцев 2024 года из незаконного оборота было изъято более тонны красной икры.

Эксперимент продолжается

Признали эффективность ограничений вывоза и на законодательном уровне. Как сообщил глава Комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных, Правительство одобрило продление до 2027 года эксперимента в Камчатском крае по ограничению вывоза красной икры авиапассажирами и о присоединении к нему Чукотского автономного округа и Хабаровского края.

По словам сенатора, рассмотрение законопроекта проходило в Правительстве крайне сложно. 

«У нас была информация об отрицательном отзыве, но благодаря хорошему взаимодействию с регионами и ведомствами нам удалось урегулировать разногласия Россельхознадзора и Минтранса в отношении расширения числа участников эксперимента. Итогом работы стало положительное заключение Правительства», — подчеркнул Двойных.