Четверть проверенного сливочного масла оказалась фальсификатом
Обновлено в 23:58
В России проверили качество молочных продуктов. Больше всего вопросов возникло к сливочному маслу. Россельхознадзор взял 10 тысяч образцов разной продукции, и четверть — 24,82% — несоответствий заявленному качеству пришлась именно на сливочное масло, сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства. Производителей там не назвали.
Самые частые претензии — завышение массовой доли жира на упаковке, содержание растительных жиров и пищевых добавок.
О реальных масштабах проблемы рассуждает гендиректор компании — производителя молочной продукции «Молвест» Анатолий Лосев:
Анатолий Лосев гендиректор компании — производителя молочной продукции «Молвест» «Не могу отвечать за достоверность этих цифр, для этого должна быть выборка, чтобы делать статистические выводы. Мы наблюдаем тенденцию, она не достигла тех процентов, которые озвучены, потому что нужно делать полную выборку. То есть нужно взять 100% всех присутствующих [производителей] на полке, проанализировать и сделать выводы. Мы можем брать десять образцов, из них три будут фальсифицированными, но мы можем взять дешевую полку, там будет 100% фальсифицировано, можем взять дорогую полку, там будет 100% качество. Поэтому, насколько это соответствует реальной статистике, не берусь утверждать. В пересчете на масло, мы думаем, дефицит составляет порядка 50 тысяч тонн в зависимости от спроса, он покрывается за счет импорта. Единственное, могу подтвердить, что количество фальсификата на молочной полке увеличилось, сейчас мы наблюдаем это не только в масле, сыре, но и в твороге, даже в молоке. Критерий, по которому покупатель мог бы это увидеть, — это знакомые, известные, давно присутствующие на рынке бренды, для которых любая сиюминутная экономия, связанная с фальсификацией, смерти подобна, поэтому нужно внимательно смотреть на цены и не покупать самое дешевое. А масло, которое сейчас до 200 рублей за пачку 180-200 граммов, с высокой долей вероятности, фальсифицировано. Новинки на рынке — это либо импортное перефасованное, либо что-то фальсифицированное. Причин две. Первая — цена поднялась на все основные категории молочных продуктов, и уровень выгоды между нелегальным и легальным продуктом становится больше. Это стимулирует недобросовестных товарищей производить фальсификат. И, главное, ослабленный контроль со стороны тех, кто должен контролировать, будь то торговые сети, которые должны периодически делать выборочный контроль и убирать из своей матрицы фальсификат, или будь то контролирующие органы. У нас достаточно всяких систем: и «Честный знак», и «Меркурий», все должно работать и давать результат».
Председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов утверждает, что некачественное масло, как и любые другие продукты с неучтенным составом, просто не дадут купить системы маркировки.
Станислав Богданов председатель президиума АКОРТ «Все продаваемые в торговых сетях продовольственные товары проходят постоянный многоступенчатый контроль качества. С этой точки зрения федеральный ретейл является самым низкорисковым сегментом, если сравнивать с другими секторами розничной торговли. При этом все взятые на реализацию продовольственные товары, в том числе сливочное масло, проходят проверку через государственные информсистемы, такие как «Честный знак», «Меркурий» и другие. Если у продукта при продаже возникли проблемы с отчетом о вводе в оборот, касса заблокирует такой товар и реализовать его будет невозможно. Если же касса позволяет совершить покупку, значит, продукция, по данным информсистем, произведена только из учтенного материального сырья».
Несмотря на внедрение систем маркировки, фальсификат все же доходит до рядовых покупателей. Как он оказывается на прилавках, рассказывает директор по контрольно-надзорной деятельности оператора «Честный знак» Антон Гущанский:
Антон Гущанский директор по контрольно-надзорной деятельности оператора «Честный знак» «По данным, которые нам предоставляют коллеги из Россельхознадзора, количество продукции из непрослеженного сырья сейчас составляет менее 1% рынка. Такая ситуация может возникнуть только в одном случае: документы на момент начала оборота этой продукции были выданы с нарушениями, были выданы ошибочно. И в этом случае они признаются недействительными и аннулируются. Вот именно об этой продукции мы и говорим, это та продукция, которая изначально была введена в оборот с корректными документами, но в последствии были выявлены нарушения».
В Госдуме подготовили поправки в закон, которые позволят останавливать продажи потенциального фальсификата только по решению органов госконтроля. Сейчас ограничить оборот таких товаров можно лишь в судебном порядке.
Коррективу уже поддержали Роспотребнадзор и Минпромторг. А вот Минэкономразвития пока не одобряет. И именно это и мешает системам работать как надо, отмечает председатель общественного совета при Роспотребнадзоре и председатель «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов:
— В систему маркировки изначально заложена возможность блокировать каждую единицу фальсифицированной продукции. Но для того, чтобы эта возможность заработала, требуется принятие ряда нормативных актов, о которых и говорил депутат Лисовский. Принятие этих нормативных актов блокируется, препятствует Минэкономразвития. И у нас сложилась парадоксальная ситуация: государство научилось отличным образом, максимально эффективно, с помощью в том числе цифровых алгоритмов выявлять этот фальсификат, но из-за того, что у нас, во-первых, действует мораторий на проверки, мы не можем применять классические санкции к производителям фальсификата — изымать продукцию, приостанавливать деятельность и накладывать на них штрафы. А во-вторых, из-за того, что у нас нет подзаконных актов, которые позволили бы блокировать ее на кассах, деятельность фактически остается безнаказанной. Что касается объема фальсификата, по всем экспертным оценкам, его доля не превышает 1,5% от всего оборота молочной продукции. Но при этом именно из-за этой безнаказанности наблюдается концентрация производства фальсификата у нескольких злостных нарушителей, которые, понимая, что они не несут никакой ответственности, из раза в раз его производят и пытаются поставлять. И поставляют не только в некоторые торговые сети, но и, к нашему большому сожалению, в социальные учреждения: в детские сады, в школы, в больницы.
— В Ассоциации компании розничной торговли нам сказали, что, если касса позволяет совершить покупку, значит, продукция, по данным информационных систем, произведена только из учтенного натурального сырья. Как в таком случае на полках оказывается фальсификат?
— Любой фальсификат — это всегда недобросовестное поведение производителя. Он декларирует продукцию как оригинальную, он заявляет, что она якобы является оригинальной, и дальше, если выявляется нарушение, что он где-то обманул, что он произвел из неучтенного сырья, что он использовал растительные масла, есть техническая возможность ее заблокировать, но юридической возможности пока, к сожалению, нет.
Как утверждают в Центре развития перспективных технологий, совместная работа систем «Честный знак» и «Меркурий» уже показала свою эффективность: общий уровень фальсификата молочной продукции в России снизился с 30% до 0,02%.