Надоим сколько надо — был бы гарантированный спрос!
— Сергей Николаевич, какое количество молока нужно в день, чтобы обеспечить бесперебойную работу молочной кухни в Хабаровске? И смогут ли фермеры гарантировать такой объем?
— По информации, которую я слышал от краевого Минсельхоза, требуется 25 тонн сырья ежедневно. Они собрали данные по потребности у министерства здравоохранения Хабаровского края. Мы говорим о снабжении молочной продукцией беременных женщин из малообеспеченных семей и их малышей до года. И этот объем мы — местные сельхозпроизводители — можем обеспечить. Только наше предприятие за последний год прибавило почти 40% в надоях — сейчас мы ежедневно собираем до 8,5 тонн молока. А могли бы производить и 15 тонн — был бы гарантированный сбыт и поддержка. Я разговаривал с коллегами: «Амурская заря» Хачатряна может 10–12 тонн в день выдавать, «Полетное», «Сергеевское» — все готовы работать на благо наших маленьких жителей, чтобы они получали качественный цельный продукт.

— А сейчас вы молоко куда сдаете? У вас ведь нет собственной переработки?
— Сдаем на «Сыроварню №1», но там небольшой объем. Основное уходит на Переяславский молочный завод и в Комсомольск на «Дакгомз». Собственной переработки действительно пока нет — это большие средства нужно затратить, не один десяток миллионов рублей вложить. При этом гарантии, что ты попадешь в торговые сети, нет — не секрет, что менеджеры крупных ритейлеров больше заинтересованы в цене, чем в качестве продукции. Они откровенно говорят: нам все равно, что вы туда нальете (в упаковку), просто дайте нам хорошую стоимость. При этом на наш фермерский продукт накручивают несколько раз. Мы сдаем молоко на завод по 50 рублей за литр, а на полке, вы видите, оно стоит уже за 130 рублей. Отдавать его еще дешевле невозможно — у нас условия для выращивания кормов для КРС в регионе не самые лучшие: тратим чуть ли не в три раза больше денег на солярку, трактора заправлять, чем, скажем, в Амурске.
Гарантированный сбыт, госзаказ, я уже не первый год говорю, помог бы и производителям нарастить объемы молока, получаемого в крае — сколько можно «висеть» на уровне меньше 10%? И наших детей обеспечить качественным продуктом. А для этого нужно спрямить путь — от фермы сразу на молокозавод, и оттуда прямо к потребителям, нашей молодежи.
— Тогда напрашивается вопрос — что нужно, чтобы механизм молочной кухни заработал? Политическая воля? Так она уже высказана...
— Необходимо выделение средств из бюджета для строительства перерабатывающего центра. По ГОСТу детское питание может выпускать только отдельный цех. Поэтому, как вариант — пристройка на молокозаводах (Переяславка, «Дакгомз») отдельного специального цеха, который бы прошел сертификацию и мог производить по нормативам питание для беременных и грудничков. Но я понимаю, что это сложно прямо сейчас организовать, это не быстрый путь.

Тогда второй вариант — отложить пока тему с поставками малышам до года, а обеспечить молоком наших детей в школах, детских садах, больницах. Ведь то, что они сейчас получают по госзакупке — это и молоком порой сложно назвать. И это понятно: вряд ли поставщик, который не живет здесь, заинтересован в том, чтобы у нас росло сильное здоровое поколение. Он в своей выгоде заинтересован, и все.
В общем, если пойти по второму варианту — то строительство отдельных цехов не нужно, сырье смогут перерабатывать наши имеющиеся мощности на заводах. Не тратиться на какую-то яркую упаковку, просто организовать госзакупку. Это было бы проще всего сделать, и особых денег не надо. А надо, чтобы губернатор отдал поручение комитету по закупке — организовать механизм по прямому обеспечению. Они реально смогут все это хозяйство сделать, и я думаю, что с этого надо начинать. Если у нас будет сформирован годовой заказ на молоко — тут уже есть, куда работать, расти, развивать молочное животноводство и обеспечивать продовольственную безопасность в крае.
— Есть мнение, что увеличить долю собственного молока в регионе помогут не вливания в уже существующие фермерские предприятия, а привлечение новых крупных инвесторов, которые будут вкладываться в КРС, строить животноводческие комплексы на две-три тысячи голов скота и производить молоко. Что вы об этом думаете?
— Думаю, что новые крупные фермы в итоге столкнутся с теми же проблемами, что и мы. Где взять стабильный гарантированный сбыт? Пойдут в торговые сети — ну, мы уже понимаем, как они работают. Будут рассчитывать на поддержку Минсельхоза? Хорошо, мы этой поддержки — 12 рублей за килограмм реализованного молока — с ноября не видели. Она, к тому же, платится поквартально, а надо, чтобы каждый месяц.

Я, кстати, уже не надеясь на региональный Минсельхоз, готовлю обращение к депутату по Хабаровскому краю в Госдуме: внести дополнения к 44-ФЗ, который регулирует контрактную систему в сфере закупок товаров для государственных и муниципальных нужд, о праве субъекта принимать решения на месте по распределению товаров местного сельхозтоваропроизводителя на соцобъекты края. Естественно, это все под контролем губернатора. То есть, если специальная комиссия, например, распределяет, что куда — а губернатор утверждает. Чтобы вывести из-под этого закона молочное производство. Чтобы дети в детсадах получали молоко не по принципу «что дешевле, то и возьмем», а чтобы руководители думали о качестве и брали свой, местный продукт, которым мы по праву гордимся.
На последнем заседании общественного совета при Минсельхозе края, кстати, проголосовали за это единогласно.