Сшить платье и не прогореть

Свое дело мечтают завести многие, да мало кто решается. Как открыть бизнес в столице, на примере швейного производства рассказали московские дизайнеры.На каждые десять горожан приходится один малый и средний предприниматель. 30 процентов всех работающих москвичей заняты в сфере малого и среднего бизнеса, сообщал мэр Сергей Собянин весной 2017 года. Москва создает условия и новые инструменты поддержки и развития малого бизнеса. Сам малый бизнес тоже готов делиться опытом. Ему и слово. С ЧЕГО НАЧАТЬ Дизайнер и создатель марок одежды Таня Лебедева-Снеж утверждает, что в швейный бизнес попала случайно. Три составляющие успешного старта, по ее мнению, — прописанный анализ целевой аудитории и четкая концепция бренда, бизнес-план как минимум на год и надежная команда. — Мы планировали уложиться в один миллион — в расходы входило оборудование для цеха, ремонт арендованного помещения. Но тут действует правило — все посчитай, а потом умножь на два. А лучше — на три. У нас так и вышло, — говорит Юлия. После подсчетов оказалось выгоднее запустить не только бренд, но и швейный цех. — Поначалу бренд не принесет стабильного дохода — магазины не выкупают коллекции, а берут их на реализацию, т.е. платят по факту продажи. Давайте подсчитаем: коллекция из шести образов обойдется в 150 тысяч рублей — ткань, пошив, лукбук (фотоподборка ансамблей одежды определенной коллекции. — «ВМ»). Магазин покупает коллекцию: шесть моделей по шесть экземпляров разных размеров. Отшить такой маленький тираж на фабрике дорого — 450–500 тысяч рублей и два месяца работы. И еще 3 месяца ждать денег с продаж. Это уже полгода без прибыли. А собственный швейный цех позволяет брать заказы от других дизайнеров и тоже приносит деньги, — объясняет Юля. Аренда помещения обошлась в 100 тысяч рублей в месяц, оборудование — в 400, еще 400 тысяч ушло на ремонт. — В общей сложности мы потратили 3 миллиона рублей. Пройдет еще года полтора, пока мы вернем эти деньги, но благодаря работе цеха через те же полгода после старта удалось выйти на определенный стабильный доход, — говорит дизайнер. Массовый тренд, по мнению Юли, — онлайн-продажи с отличным сервисом. — Замечаете, как нас приучают к хорошему сервису? Все можно заказать в интернете... Уверена, через какое-то время мы будем сидеть за компьютером, крутить 3D-модель самого себя на экране и примерять на нее одежду. А потом эту одежду свяжет наш собственный принтер! СОВЕТ Объективно оцените свои навыки и умения, которые будут необходимы при построении бизнеса. Не делайте то, что получается плохо — наймите профессионала или найдите партнера. Обязательно проведите тест-драйв: сшейте по своим эскизам, например одно платье, посчитайте себестоимость, определите цену и попробуйте продать через соцсети. Это многое прояснит. Задавайте вопросы тем, кто уже это прошел! Многие из моих коллег готовы давать консультации, есть профильные группы и чаты в соцсетях, где можно попросить совета. Знакомства и еще раз знакомства. Например, на маркетах одежды — знакомьтесь с клиентами, байерами (закупщиками. — «ВМ»), коллегами по цеху. Делайте ставку на коллаборации. По опыту, крутые проекты происходят при взаимодействии людей разных профессий и жизненного опыта. КОММЕНТАРИИ Дарья Ядерная, эксперт: — Спрос на отечественные бренды растет — как со стороны покупателей, так и магазинов. Во многом этому помог валютный скачок — в то время, как зарубежные марки выросли на 200 процентов, наши — на 20. Стартовать сегодня не сложно, сложно удержаться на рынке. На начальном этапе зачастую дизайнер живет по принципу «один в поле воин», одновременно создавая эскизы, занимаясь продвижением бренда, администрированием процессов. Важно суметь подобрать команду. Ольга Штейнберг, представитель консалтинговой компании: — Главные тенденции рынка — рост нишевых проектов и онлайн-продаж. Общайтесь с коллегами, клиентами — помните: коммуникация и сервис правят бал на рынке. Используйте для этого в том числе все социальные сети. Ксения Серикова, владелица мультибрендового магазина отечественных марок: — Залог успеха — правильный выбор концепции и понимание своей целевой аудитории. Буквально — вы должны знать, где ваш потенциальный клиент пьет кофе и какие газеты и сайты читает. Для продвижения используйте социальные сети, в Москве это в первую очередь популярные Facebook и Instagram. От этого напрямую зависят продажи. Мария Резникова, основатель международного конкурса для дизайнеров The Fabrika: — Не ленитесь искать информацию о конкурсах, выставках, грантах. Программ сейчас очень много — есть частные инициативы, программы госсектора. Обратите внимание на проекты Торговопромышленной палаты РФ, Минпромторга, Российского экспортного центра. Сейчас популярны питч-сессии — встречи в формате коротких презентаций проекта инвесторам. Не забывайте про краудфандинговые площадки (коллективное финансирование проектов. — «ВМ»). Многие проекты ведет Российский союз молодежи — не бойтесь обращаться туда напрямую. *комментарии экспертов подготовлены по итогам встречи «Конкурент-клуба» на ВДНХ 12 июля 2017 года КСТАТИ Себестоимость, умноженная на 6, формирует цену изделия в рознице. Для опта этот коэффициент для начинающего дизайнера 2,5–3. ФАКТ 2 года — стандартный срок для раскрутки марки или магазина дизайнерской одежды. Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!

Сшить платье и не прогореть
© Вечерняя Москва