Что же было в чемодане Довлатова
ТАЛЛИНН, 27 авг — Sputnik, Ирина Тихомирова. История моды, срытая от нас пеленой веков, как правило, информативно пользуется старинными фресковыми или живописными изображениями, архаичными иллюстрациями старинных книг. Волшебным образом будят фантазию описания историков, вскользь или, напротив, скурпулезно, как немецкий ученый Герман Вейс, упомянувших в своих трудах одежды коронованных особ: императоров и королей, и их двора, герцогов, принцев, фаворитов. Любопытные факты о вкусах в одежде и нравах горожан можно прочитать в до смешного странных законах и указах средневековой Европы. Как оно было на самом деле, утверждать сегодня довольно трудно. То ли дело век XIX, когда молодое искусство фотографии позволило ученым фиксировать любую уходящую натуру, явно убавив многообразие трактовок минувшего. Или век XX, когда кинопленка выступила уже в разряде криминалистических доказательств в суде. Теперь о моде прошедших десятилетий мы знаем все. Моды не было, как и секса? Часто говорят, что в Советском союзе моды не было. Сейчас это кажется злыми наветами, потому что, пожалуй, именно отсутствие предложения увеличивало спрос, а, следовательно, также бурную индивидуальную активность до невозможности. Несмотря на то, что в прокрустовом ложе советского производства, которое пыталось "ускориться", всегда что–то было коротко, люди все-таки умели одеваться. Эпоха Довлатова – это времена ближайшего по меркам истории еще вполне обозримого прошлого, тем более, что еще и очевидцы живы. Справедливости ради нужно сказать, что 60-е и 70-е годы можно назвать с тем же основанием и эпохой Высоцкого или Вознесенского. Или Окуджавы. Она была скромна до застенчивости, не как ее европейская соседка. Еще и люди найдутся, способные в деталях и красках рассказать о том, что и как носилось или доставалось. В обществе в отношении морали царила своеобразная атмосфера, а одиозный "Моральный кодекс строителя коммунизма", в частности, среди прочих требований к советским людям не в последнюю очередь подразумевал и запредельную скромность во всем, в том числе, в одежде. Прежде всего, задаешься вопросом: можно ли вообще сколько-нибудь логично историю Довлатова связать даже не с модой, но хотя бы с одеждой? И как в этом контексте мог себя позиционировать человек, такой как Довлатов, — журналист, интеллектуал, философ в большом смысле этого слова — вполне можно себе представить. Одетым элегантно, куртуазно и качественно без специальных усилий было совершенно невозможно. Для нормального мужчины тратить на это нервы и время — ну уж нет, увольте. По любому раскладу — Довлатов и мода "эпохи Довлатова" двигались совершенно параллельно и вряд ли были интересны друг другу. Нейлоны, кримплены и болонья, как и женская прическа "бабетта", а также голубые модные тени на девичьих веках были, образно говоря, совершенно "фиолетовы" писателю, чей личный материальный багаж уместился при отъезде за рубеж в один единственный чемодан. Особенная куртка писателя Довлатова Рассказ Довлатова "Приличный двубортный костюм" начинается так: "Я и сейчас одет неважно. А раньше одевался еще хуже. В Союзе я был одет настолько плохо, что меня даже корили за это. Вспоминаю, как директор Пушкинского заповедника говорил мне: "Своими брюками, товарищ Довлатов, вы нарушаете праздничную атмосферу здешних мест…". В этот факт легко поверить, особенно глядя на фото писателя тех лет — огромный, под два метра рост, атлетическое телосложение, — такой человек-гора, с внешностью которого слова "мода" и "элегантность" связываются только в самую последнюю очередь. Собственно, вызывает сострадание ситуация, при которой Довлатов, "хипстер" того времени, равнодушный к ритуалам и условностям, избегавший помпезности, не хотел, но должен был как-то заботиться о своем имидже, соблюдая политес. Историк моды Марина Скульская Историк моды из Санкт-Петербурга Марина Скульская в рамках своей лекции упомянула всего один факт из жизни писателя, что и характерно, в какой — то степени связывающий его с темой моды как таковой: у Довлатова была особенная куртка от Фернана Леже. Фернан Леже – французский художник, и куртка, соответственно, была, "живописная", для работы. Вот она- то и была презентована Довлатову вдовой актера Николая Черкасова, что следует из его рассказа "Куртка Фернана Леже". "Я надел куртку. Она была мне впору. Ее можно было носить поверх теплого свитера. Это было что-то вроде короткого осеннего пальто", — вот и вся "эстетическая" оценка фасона. "Я носил куртку лет восемь. Надевал ее в особо торжественных случаях. Хотя вельвет за эти годы истерся так, что следы масляной краски пропали."- из того же рассказа. Как Довлатов одевался на самом деле? Да как упомянуто о парижанах в том же его рассказе "Куртка Фернана Леже" — как считал нужным. Александр Васильев: в эстонской моде два цвета >>