Александр Васильев: Свою аристократию мы уничтожили еще в годы революции

В Универмаге "ХЦ Сокольники" открылась выставка историка моды, коллекционера и телеведущего Александра Васильева "Кино и мода". Прикоснуться к миру советских кинозвезд, узнать, в каком платье Любовь Полищук садилась на шпагат, Светлана Светличная выходила замуж, а Людмила Гурченко снималась в фильме "Старые клячи", можно будет с 11 октября до 30 декабря. Вход свободный. После открытия выставки корреспондент Наталья Лучкина поговорила с Александром Васильевым о том, к чему пришла мода после 100 лет эмансипации, о фильмах, под которые спокойно засыпать, и о том, почему дома в СССР были прочнее. О сладкой клубнике и советском дефиците Чем дальше мы отдаляемся от эпохи СССР, тем больше у нас романтической ностальгии по прошлым временам, тем больше сглаживаются все недостатки и недочеты той эпохи, и все предстает в каком-то романтическом флере. Многим кажется, что тогда все было прекрасно: и клубника была слаще, и колбаска вкуснее, и девушки краше, и дома были гораздо более прочными. Конечно, это полная ересь, лучше не было. А с точки зрения моды это вообще была катастрофа. Я прекрасно помню, как было в СССР: я долго там жил, до того как иммигрировал во Францию, так что мне есть с чем сравнивать. И, может быть, от того, что большинство арбитров, пишущих о моде прошлого, никогда не жили на Западе, им все это представляется в розовых красках. Мне это представляется скорее как черно-белое кино. Об аристократии, которую мы потеряли Мода эпохи социализма – это была мода постоянного дефицита и постоянного желания. Но, с другой стороны, не так много было мест, где можно было все это носить: не было светских львиц, светских раутов, коктейлей, вернисажей, презентаций. Одевались больше всего на премьеры, потому что в театр носили длинные платья, а зимой все переодевались в лаковую обувь, снимая свои ботики "прощай, молодость", оставляли их на вешалке и шли как ни в чем не бывало: ни у кого автомобилей не было, все пользовались общественным транспортом. И поэтому, конечно, звезды кино казались высшей кастой аристократии. Свою аристократию мы очень успешно уничтожили еще в 1917 году. Это место заняли звезды кино – место икон стиля, вершителей и владык умов модников и модниц. Оно и неудивительно: большинство из этих звезд были молоды, хороши собой. О музыке ABBA, соблазнах и сексуальности В эпоху сталинского и хрущевского кино у нас на экране царил полностью социалистический реализм. И героиня должна была быть очень близка к народному типажу: лучше, чтобы она была курносая, в веснушках, акала, окала, была немного полненькая, коротконогая, с широкими бедрами, хохотушка, честно любящая, потому что все равно никаких постельных сцен там не было, и, если все кончалось каким-то невинным поцелуйчиком, тут и сказке конец. А в 1970-е годы западный соблазн просочился в основном благодаря музыке, например ABBA, Boney M… И люди стали думать о том, что в жизни существуют еще какие-то радости, например секс, а ведь мысли о сексуальной одежде у советской звезды вообще никогда не возникало. Первой сексуальной артисткой, честно вам скажу, была Светлана Светличная. Потому что там была сцена соблазна! Любопытно, но на эту роль изначально Гайдай выбрал Людмилу Максакову, а она отказалась, посчитав эту роль слишком развратной, пошлой, портящей образ. А Светличная стала первым секс-символом. Тогда идея того, что женщина вообще может раздеваться, – все эти мини-платья, бикини и прочее – была просто немыслима. Поэтому в основном звезды одевались в очень закрытые платья. О том, почему русские женщины любят ярко краситься В России женщины все же красивые, а если их еще подкрасить, то вообще цены им нет. Если еще некоторым и цвет волос поменять... Это их и выделяет. Вы же, будучи за границей, сразу можете отличить соотечественницу по тому, как она накрашена? А эта броскость как раз пришла из эстрады, из кино, ведь артистки кино должны были быть больше, чем жизнь, лучше, чем жизнь. Это как раз началось в 1970-е годы. О песнях Аллы Пугачевой Шедевром разнузданной сексуальной манеры была Алла Пугачева – не столько в одежде, сколько в словах своих песен. Даже ей приходилось одеваться в самокрашенные, самошитые хитоны. Но, конечно, в ту пору она была только восходящей звездой, а не той примадонной, которая берет 300 тыс. евро за исполнение трех песен на дне рождения. Об актерской карьере, которой нет Меня как-то звали играть Наполеона, но этот фильм так и не был снят. Вообще, ни в коем случае не называйте меня актером. В кино я не сыграл ничего главного, снимался только в эпизодах для нескольких французских и русских фильмов. Так что нет, я не актер. Я в этом смысле очень точен в эпитетах и верно определяю свое место. О цинизме и фильмах Гайдая Я не хожу в кино, у меня нет на это времени. Да и страсти смотреть фильмы у меня нет. Максимум, где я могу смотреть кино, – это в самолете во время длинного перелета. И то мне попадаются какие-то случайные вещи, часто нерусские. Вряд ли меня сможет как-то затронуть фильм. Я достаточно циничный человек, меня в жизни ничего не трогает. Но, когда я сажусь в поезд Москва – Вильнюс, в СВ всегда показывают "Бриллиантовую руку", "Джентльменов удачи", "Кавказскую пленницу" и "Операцию "Ы". Смотрю я эти фильмы с удовольствием, все знаю наизусть, а потом очень хорошо сплю. О кремлевском шике и первой дружбе Зато со многими артистками кино я дружил. Так, например, я очень близко общался с Натальей Фатеевой, потому что она моя соседка по дому. В свое время она мне подарила 23 своих платья. Я ей очень благодарен, потому что она и Майя Плисецкая были одними из первых звезд, с которыми я начал дружить. Платье Фатеевой, которое представлено на выставке, было сшито по бедности: тогда был только белый шифон, а нужен был шоколадный. В итоге его покрасили анилиновым красителем в коричневый цвет. Получилось неплохо. Есть бархатное платье знаменитой актрисы советского театра и кино Руфины Нифонтовой. Бархат считался признаком того, что актриса богата. Это был статус, это было так по-кремлевски. О платьях с историями Всего у меня в коллекции 65 тыс. предметов одежды, на выставке – лишь маленькая толика. Но все вещи самодостаточные. Например, Светлана Светличная подарила мне свое подвенечное платье, которое было сделано в Литве. Оно отделано суровым кружевом и в 1970-е годы считалось пиком моды. Нельзя пройти мимо платья сексапильной звезды советского кино Любови Полищук: интересное перьевое платье, в корсете, с очень большим разрезом. Она в этом платье садилась на шпагат. О Вячеславе Зайцеве и конкуренции У меня в коллекции почти весь гардероб знаменитой актрисы Людмилы Касаткиной. Большинство вещей выполнено Вячеславом Зайцевым, потому что практически все вещи звезде делал он. Он отдувался за всех. Знаете, в Париже были и Диор, и Шанель, и Ив Сен-Лоран, и Пьер Карден, и Тьери Мюглер, а у нас был Слава Зайцев, Слава Зайцев, Слава Зайцев. Он был и есть очень талантливый модельер, но рос в заповеднике без конкурентов. А конкуренция – это класс. Сегодня у нас больше 100 видных дизайнеров в стране, они все шьют из западной или восточной ткани, поэтому в этом смысле они создают движения в текстильной промышленности, но о них немного знают на Западе. О политике и моде Ни о каком тренде на русскость говорить сейчас не стоит. Мода – это отражение, это зеркало истории. А пока Россия в основном на Западе воспринимается со знаком минус: санкции, "Крым наш", неурядицы Донбасса, Луганск, Осетия, Абхазия, Турция, США, Польша, Прибалтика... Что-то припоминают, где-то утрируют... Но, как правило, зимой всегда все русское в моде. Правда, этой зимой будет все финское. О креативе и цикличности Всё возвращается. В моде ничего нового придумать нельзя. На существующую морфологию было уже всё скроено – на эти две руки, две ноги, две груди и бедра. А когда спрашивают: "Возможно, скоро появится что-то новое?" – я говорю, что новое появится, когда вырастут третья грудь, рука или четвертая нога. Вот тогда будет новое. А все, что было можно за 100 лет эмансипации, уже сделано, а эмансипации примерно 100 лет, когда женщина переоделась в более короткое и в брюки. О Музее моды и новом руководстве У нас в стране до сих пор нет порядочного Музея моды. Страна есть, о моде пекутся, а нормальный музей не могут сделать. Сейчас директором музея назначили Оксану Федорову. Это, конечно, просто замечательно. И я думаю, обязательно нужно пригласить в помощники Хрюшу и Степашку чтобы уж наверняка музей точно был первоклассным. Пускай их гардероб там и выставляют. О патриотизме по-васильевски Никто в нашей стране, кроме меня, не собирал наряды звезд. Есть вопросы... В Голливуде собирали и собирают, во Франции тоже. А мы, как говорится, не додумались. Это что говорит о культуре страны? А где же патриотизм-то? Это ведь часть нашей истории. Лично я считаю, что патриотизм и есть собрать наряды отечественных звезд и бесплатно показывать их в своей стране.

Александр Васильев: Свою аристократию мы уничтожили еще в годы революции
© Москва24