Карантин
Мода
Красота
Любовь
Звёзды
Еда
Психология
Фото
Тесты

Александр Васильев: Свою аристократию мы уничтожили еще в годы революции

В Универмаге "ХЦ Сокольники" открылась выставка историка моды, коллекционера и телеведущего "Кино и мода". Прикоснуться к миру советских кинозвезд, узнать, в каком платье садилась на шпагат, выходила замуж, а снималась в фильме "Старые клячи", можно будет с 11 октября до 30 декабря. Вход свободный.
Александр Васильев: Свою аристократию мы уничтожили еще в годы революции
Фото: Москва24Москва24
После открытия выставки корреспондент поговорила с Александром Васильевым о том, к чему пришла мода после 100 лет эмансипации, о фильмах, под которые спокойно засыпать, и о том, почему дома в СССР были прочнее.
О сладкой клубнике и советском дефиците Чем дальше мы отдаляемся от эпохи СССР, тем больше у нас романтической ностальгии по прошлым временам, тем больше сглаживаются все недостатки и недочеты той эпохи, и все предстает в каком-то романтическом флере. Многим кажется, что тогда все было прекрасно: и клубника была слаще, и колбаска вкуснее, и девушки краше, и дома были гораздо более прочными. Конечно, это полная ересь, лучше не было. А с точки зрения моды это вообще была катастрофа. Я прекрасно помню, как было в СССР: я долго там жил, до того как иммигрировал во Францию, так что мне есть с чем сравнивать. И, может быть, от того, что большинство арбитров, пишущих о моде прошлого, никогда не жили на Западе, им все это представляется в розовых красках. Мне это представляется скорее как черно-белое кино.
Об аристократии, которую мы потеряли Мода эпохи социализма – это была мода постоянного дефицита и постоянного желания. Но, с другой стороны, не так много было мест, где можно было все это носить: не было светских львиц, светских раутов, коктейлей, вернисажей, презентаций. Одевались больше всего на премьеры, потому что в театр носили длинные платья, а зимой все переодевались в лаковую обувь, снимая свои ботики "прощай, молодость", оставляли их на вешалке и шли как ни в чем не бывало: ни у кого автомобилей не было, все пользовались общественным транспортом. И поэтому, конечно, звезды кино казались высшей кастой аристократии. Свою аристократию мы очень успешно уничтожили еще в 1917 году. Это место заняли звезды кино – место икон стиля, вершителей и владык умов модников и модниц. Оно и неудивительно: большинство из этих звезд были молоды, хороши собой.
О музыке ABBA, соблазнах и сексуальности В эпоху сталинского и хрущевского кино у нас на экране царил полностью социалистический реализм. И героиня должна была быть очень близка к народному типажу: лучше, чтобы она была курносая, в веснушках, акала, окала, была немного полненькая, коротконогая, с широкими бедрами, хохотушка, честно любящая, потому что все равно никаких постельных сцен там не было, и, если все кончалось каким-то невинным поцелуйчиком, тут и сказке конец.
А в 1970-е годы западный соблазн просочился в основном благодаря музыке, например ABBA, Boney M И люди стали думать о том, что в жизни существуют еще какие-то радости, например секс, а ведь мысли о сексуальной одежде у советской звезды вообще никогда не возникало.
Первой сексуальной артисткой, честно вам скажу, была Светлана Светличная. Потому что там была сцена соблазна! Любопытно, но на эту роль изначально Гайдай выбрал , а она отказалась, посчитав эту роль слишком развратной, пошлой, портящей образ. А Светличная стала первым секс-символом. Тогда идея того, что женщина вообще может раздеваться, – все эти мини-платья, бикини и прочее – была просто немыслима. Поэтому в основном звезды одевались в очень закрытые платья.
О том, почему русские женщины любят ярко краситься В России женщины все же красивые, а если их еще подкрасить, то вообще цены им нет. Если еще некоторым и цвет волос поменять... Это их и выделяет. Вы же, будучи за границей, сразу можете отличить соотечественницу по тому, как она накрашена? А эта броскость как раз пришла из эстрады, из кино, ведь артистки кино должны были быть больше, чем жизнь, лучше, чем жизнь. Это как раз началось в 1970-е годы.
О песнях Шедевром разнузданной сексуальной манеры была Алла Пугачева – не столько в одежде, сколько в словах своих песен. Даже ей приходилось одеваться в самокрашенные, самошитые хитоны. Но, конечно, в ту пору она была только восходящей звездой, а не той примадонной, которая берет 300 тыс. евро за исполнение трех песен на дне рождения.
Об актерской карьере, которой нет Меня как-то звали играть Наполеона, но этот фильм так и не был снят. Вообще, ни в коем случае не называйте меня актером. В кино я не сыграл ничего главного, снимался только в эпизодах для нескольких французских и русских фильмов. Так что нет, я не актер. Я в этом смысле очень точен в эпитетах и верно определяю свое место.
О цинизме и фильмах Гайдая Я не хожу в кино, у меня нет на это времени. Да и страсти смотреть фильмы у меня нет. Максимум, где я могу смотреть кино, – это в самолете во время длинного перелета. И то мне попадаются какие-то случайные вещи, часто нерусские. Вряд ли меня сможет как-то затронуть фильм. Я достаточно циничный человек, меня в жизни ничего не трогает. Но, когда я сажусь в поезд Москва – Вильнюс, в СВ всегда показывают "Бриллиантовую руку", "Джентльменов удачи", "Кавказскую пленницу" и "Операцию "Ы". Смотрю я эти фильмы с удовольствием, все знаю наизусть, а потом очень хорошо сплю.
О кремлевском шике и первой дружбе Зато со многими артистками кино я дружил. Так, например, я очень близко общался с , потому что она моя соседка по дому. В свое время она мне подарила 23 своих платья. Я ей очень благодарен, потому что она и были одними из первых звезд, с которыми я начал дружить. Платье Фатеевой, которое представлено на выставке, было сшито по бедности: тогда был только белый шифон, а нужен был шоколадный. В итоге его покрасили анилиновым красителем в коричневый цвет. Получилось неплохо. Есть бархатное платье знаменитой актрисы советского театра и кино . Бархат считался признаком того, что актриса богата. Это был статус, это было так по-кремлевски.
О платьях с историями Всего у меня в коллекции 65 тыс. предметов одежды, на выставке – лишь маленькая толика. Но все вещи самодостаточные. Например, Светлана Светличная подарила мне свое подвенечное платье, которое было сделано в Литве. Оно отделано суровым кружевом и в 1970-е годы считалось пиком моды. Нельзя пройти мимо платья сексапильной звезды советского кино Любови Полищук: интересное перьевое платье, в корсете, с очень большим разрезом. Она в этом платье садилась на шпагат.
О и конкуренции У меня в коллекции почти весь гардероб знаменитой актрисы . Большинство вещей выполнено Вячеславом Зайцевым, потому что практически все вещи звезде делал он. Он отдувался за всех. Знаете, в Париже были и Диор, и Шанель, и Ив Сен-Лоран, и , и Тьери Мюглер, а у нас был , Слава Зайцев, Слава Зайцев. Он был и есть очень талантливый модельер, но рос в заповеднике без конкурентов. А конкуренция – это класс. Сегодня у нас больше 100 видных дизайнеров в стране, они все шьют из западной или восточной ткани, поэтому в этом смысле они создают движения в текстильной промышленности, но о них немного знают на Западе.
О политике и моде Ни о каком тренде на русскость говорить сейчас не стоит. Мода – это отражение, это зеркало истории. А пока Россия в основном на Западе воспринимается со знаком минус: санкции, "Крым наш", неурядицы Донбасса, Луганск, Осетия, Абхазия, Турция, США, Польша, Прибалтика... Что-то припоминают, где-то утрируют... Но, как правило, зимой всегда все русское в моде. Правда, этой зимой будет все финское.
О креативе и цикличности Всё возвращается. В моде ничего нового придумать нельзя. На существующую морфологию было уже всё скроено – на эти две руки, две ноги, две груди и бедра. А когда спрашивают: "Возможно, скоро появится что-то новое?" – я говорю, что новое появится, когда вырастут третья грудь, рука или четвертая нога. Вот тогда будет новое. А все, что было можно за 100 лет эмансипации, уже сделано, а эмансипации примерно 100 лет, когда женщина переоделась в более короткое и в брюки.
О Музее моды и новом руководстве У нас в стране до сих пор нет порядочного Музея моды. Страна есть, о моде пекутся, а нормальный музей не могут сделать. Сейчас директором музея назначили . Это, конечно, просто замечательно. И я думаю, обязательно нужно пригласить в помощники Хрюшу и Степашку чтобы уж наверняка музей точно был первоклассным. Пускай их гардероб там и выставляют.
О патриотизме по-васильевски Никто в нашей стране, кроме меня, не собирал наряды звезд. Есть вопросы... В Голливуде собирали и собирают, во Франции тоже. А мы, как говорится, не додумались. Это что говорит о культуре страны? А где же патриотизм-то? Это ведь часть нашей истории. Лично я считаю, что патриотизм и есть собрать наряды отечественных звезд и бесплатно показывать их в своей стране.