Мода сдалась в музей

Завершилась Mercedes-Benz Fashion Week Russia Финальный день Mercedes-Benz Fashion Week Russia (MBFW) принципиально отличался от пяти предыдущих по форме и содержанию. Действие было перенесено в Музей Москвы, а показы из формального события превратились в расслабленное шоу. В Музее Москвы собрали более двадцати начинающих дизайнеров, получивших возможность не просто показать коллекции, но и сопроводить их презентациями и импровизированными шоу-румами. По периметру зала были расставлены выгородки, где были развешаны коллекции на фоне сопроводительных материалов, зарисовок, эскизов, фотографий, некоего подобия мудбордов, которые обычно делают дизайнеры и стилисты для подготовки коллекций и шоу. А в центре зала практически нон-стоп один за другим шли показы. Люди входили и выходили, присаживались посмотреть шоу, могли встать и уйти посреди шоу, а могли сидеть, не вставая, хоть весь день. В этой расслабленной, ни к чему не обязывающей атмосфере порой было даже не очень понятно, присутствуем ли мы в данный момент на показе или это просто собравшиеся в зале от души веселятся. И в самом деле, большинство коллекций, по сути, мало чем отличались от одежды собравшихся здесь людей. Те же майки с надписями, те же треники и худи. Да и лица собственно те же, потому что большинство дизайнеров явно использовали в качестве моделей своих друзей и соседей по дому. Дизайнеров, а их было более двадцати, можно было бы условно разделить на несколько групп. Одни одержимы успехом Гоши Рубчинского, другие полагают, что винтажный шик Gucci в исполнении Алессандро Микеле — дело нехитрое, третьи — что театрализованное представление с успехом заменяет дизайн. В результате во всей этой мутной водице легко различимы лишь те, кто в самом деле что-то умеет. Например, шить и кроить, как марка 2012, чьи костюмы (как женские, так и мужские) демонстрировали идеальное портновское мастерство классического образца, а светоотражающие лампасы и латексный накат в виде подтеков краски или имитации ремней выводили эту классику на современный уровень. Если бы дизайнеры еще нашли в себе силы выкинуть из коллекции майки с длинными тяжеловесными надписями, дочитать которые до конца не хватает ни сил, ни любопытства, то им и вовсе цены бы не было. Или вот, например, марка GIOs, которая умело перемалывает на первый взгляд типично спортивные технологии, формы и материалы в полноценную городскую одежду. И показ у них был сделан профессионально — на хороших и очень разных моделях, грамотно причесанных и накрашенных. С уважением к публике, пусть даже такой, нарочито расслабленной. Другими словами — как ни крути, но на первый план выходят те, кто умеет делать одежду и умеет это показать в любом предложенном контексте. А то, что контекст меняется, президент Национальной палаты моды Александр Шумский считает важным шагом вперед. «Мы давно искали форму для качественно нового представления молодых дизайнеров, но не в рамках традиционных показов,— говорит он.— И вот на этой площадке мы получили возможность дать им полную, ничем не ограниченную свободу. Нам очень хотелось расширить рамки MBFW Russia за пределы Манежа. Ведь Москва — город, в котором каждый день что-то происходит в самых разных местах». Если в будущем MBFW окончательно выйдет за пределы Манежа, это, безусловно, сработает на ее популярность. Она станет в самом прямом смысле ближе к народу. А это, как известно, главная коллизия современной моды. Никто пока так и не смог решить, когда же было лучше: раньше — когда мода была элитарной и закрытой, или теперь — когда она стала поистине народной забавой. Ольга Михайловская (Vogue)

Мода сдалась в музей
© Коммерсант