Ив Сен-Лоран: трагедия короля моды

Ему хватило трех лет, чтобы покорить мир моды раз и навсегда. Но гениальность прощают немногим. За феноменальный успех и признание он расплачивался большую часть жизни.

Ив Сен-Лоран: трагедия короля моды
© Кадр из фильма "Ив Сен Лоран"

Казалось, ему суждено было стать тем, кем он стал. В 13 он уже делал выкройки платьев для матери и сестер, а та отдавала их на пошив местным портнихам. В 17 отправил свои эскизы на конкурс молодых дизайнеров, организованный Международным секретариатом по шерсти, и занял первое место.

На церемонии награждения, проходившей в Париже, он познакомился с тогдашним главредом французского Vogue Мишелем де Брунофф, который сыграл ключевую роль в его карьере. Разглядев в застенчивом голубоглазом юноше талант, он советует ему переехать в Париж и заняться модой.

В сентябре 1954 года, последовав совету де Брунофф, Сен-Лоран перебирается в Париж, и поступает на курсы Синдиката высокой моды. В ноябре того же года он вновь занимает первое место в конкурсе Международного секретариата по шерсти с дизайном коктейльного платья, обойдя другую восходящую звезду моды — Карла Лагерфельда.

В 1955-м, во время одной из встреч с де Бруноффом Сен-Лоран показывает ему свои эскизы. И тот, пораженный сходством моделей с дизайном новой коллекции Кристиана Диора, который он видел этим утром в кабинете легендарного кутюрье, решает познакомить его с творчеством молодого художника.

«Я в жизни не встречал кого-то более талантливого», — напишет впоследствии де Брунофф.

Диор, увидев работы Сен-Лорана, моментально распознает в нем единомышленника и тут же нанимает его в ассистенты. Пройдет совсем немного времени, как Диор назовет Сен-Лорана своей правой рукой, а впоследствии и наследником.

«Для меня было счастьем работать для Кристиана Диора, которым я бесконечно восхищался. В то время он был самым известным кутюрье … Он обучил меня основам моего ремесла. Я обязан ему большей части своего успеха. Независимо от того, что случилось со мной потом, я никогда не забуду годы, проведенные с ним», — вспоминал позднее Сен-Лоран. Маленький принц французской моды

В августе 1957 года Кристиан Диор сказал матери Сен-Лорана, что выбрал ее сына наследником своей модной империи. Женщина была несколько удивлена, ведь мэтру тогда было всего 52 года.

Через месяц Диор скончался от сердечного приступа во время отдыха на итальянском курорте Монтекатини. Согласно его последнему желанию, Сен-Лоран был назначен арт-директором Christian Dior.

Так, в возрасте 21 года Ив Сен-Лоран стал во главе одного из влиятельнейших в мире модных домов, чья продукция составляла 50% экспортируемых товаров сегмента высокой моды и насчитывала 1400 сотрудников.

И он не подвел своего наставника. Первая же коллекция, созданная им в качестве главы дома Christian Dior в январе 1958, произвела фурор. Предложенные им платья-трапеции положили начало его последующим революционным прорывам. СМИ тут же окрестили его «маленьким принцем», спасшим Францию.

В период с 1958 по 1960 годы он создал шесть коллекций для «Диор».

Изгнание из «Диора»

В 60-м над «маленьким принцем» сгустились тучи. Моментальная слава и признание юного гения не давала покоя завистникам и конкурентам в «Диор». Сен-Лорана, на которого Диор оставил модный дом, «неожиданно» призывают в армию и отправляют в Алжир, который воюет с Францией за свою независимость.

Вся сущность дизайнера, чье детство прошло в алжирском Оране, противится военному конфликту. Ему хватило 20 дней унижений от сослуживцев, чтобы впасть в жесточайшую депрессию. Молодого человека помещают в военную клинику, где его три месяца лечат психотропными веществами и электрошоком. Ко всему прочему, ему приходит извещение о том, что он уволен из «Диора».

Сен-Лоран боролся с последствиями этой «шоковой терапии» в виде наркотической и алкогольной зависимостей и вызванных ими депрессиями большую часть своей жизни.

Появившийся к тому времени в его жизни Пьер Бежар спас Сен-Лорана из алжирского «плена» и помог ему открыть свой собственный модный дом, который был обречен на успех.

«Живой гений»

В период с 60 по 70-е годы Сен-Лоран становится королем радикального шика. Его революционные находки навсегда изменили женский гардероб. Первым прорывом стала коллекция «Мондриан», на которую его вдохновило творчество нидерландского художника-абстракциониста Питера Мондриана.

В 1966 году он создал женский смокинг, ставший революцией в мире моды, и послужил основой для дальнейшей эмиграции типично мужских вещей в женский гардероб.

«…Нужно было учитывать специфику времени. Женщины все больше включались в деятельность, которая требовала большей свободы движения…», — вспоминал Сен-Лоран.

Он был первым дизайнером, доказавшим, что женщина в брюках — это красиво, создавая модели, подчеркивающие женскую фигуру. Первым, рискнувшим превратить парку и бушлат в модную верхнюю одежду. Первым, открывшим линию бутиков готовой одежды («Рив Гош»).

Он всегда был первым и на шаг впереди, и этот шаг измерялся несколькими десятилетиями. Задолго до Готье использовал в коллекциях африканские этнические мотивы и опередил Лакруа и Гольяно, выпустив коллекцию, навеянную традиционным костюмами различных народов.

«Моя скромная роль как кутюрье — создавать одежду, отражающую время», — заявлял Сен-Лоран, и каждый раз доказывал, что это ему удается лучше других.

В 1983 году в возрасте 47 лет он стал первым в мире дизайнером, которому посвятили прижизненную выставку в Институте костюма в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Признание его заслуг перед модной индустрией сделало его иконой стиля.

«Чтобы он не сделал, женщины во всем мире, всех возрастов последуют за ним», — заявила куратор выставки Диана Вриланд, называвшая Сен-Лорана не иначе как «живым гением» от моды. Участь короля «Что ж, они „короновали“ меня. Но посмотрите, что случилось с другими королями Франции», — заявил Сен-Лоран в 1968 году — задолго до того, как критики начали хоронить его талант новатора.

Это случилось в 80-е, которые прошли под знаком затворничества Сен-Лорана — он редко появляется на публике, разве что дважды год выходит на традиционный поклон в конце показов. Пошли слухи о его алкогольной и наркотической зависимости. В какой-то момент Пьер Берже вынужден был публично заявить, что Сен-Лоран не болен СПИДом.

В одном из интервью Сен-Лоран признался, что однажды ему было так плохо, что он «хотел привязать к шее самую тяжелую из своих бронзовых скульптур», и броситься в Сену.

Богатство и слава не спасали от зависимостей и депрессий.

Критики от моды поспешили заявить, что времена Сен-Лорана прошли, и король «давно не создает ничего нового». Но показ 1992-го, на котором были представлены лучшие творения модного дома за 30-лет его существования, доказал обратное.

Самое удивительное, что ничто из представленного не выглядит устаревшим, описывала впечатления обозреватель New York Times.

К середине 90-х ему удалось победить своих демонов. Он начал появляться на людях и встречаться со своими друзьями и музами, в том числе с Катрин Денев.

«Мода проходит, стиль остается», — фраза, сказанная как-то Сен-Лораном станет наиболее метким описанием сути его творчества, и девизом для самых стильных людей последующих поколений.

Уже после его смерти в 2008 году, его наряду с Коко Шанель признают влиятельнейшим кутюрье XX века, а его работы — неистощимым источником вдохновения для дизайнеров и творческих людей по всему миру.

Дом короля в центре Парижа

В октябре 2017 года в центре Парижа открылся музей Ив Сен-Лорана. Он расположился на авеню Марсо, 5, где почти 30 лет находилась штаб-квартира модного дома, а потом и фонд Ив Сен-Лорана.

Экспозиция включает модели из легендарных коллекций мастера — от самых первых до творений последних лет.

Посетители могут проследить процесс создания коллекций с нуля — на стендах вывешены эскизы кутюрье к его моделям, а также к театральным и оперным постановкам, над которыми он работал.

Почитателей таланта приглашают и в знаменитую личную студию мастера — там все как при жизни — множество талисманов, книг, его знаменитый белый халат и роговые очки, отчего невольно создается ощущение, что кутюрье где-то рядом, просто отошел на минутку…