Российских дизайнеров поддержат на государственном уровне

В течение месяца в Государственную Думу может быть внесён законопроект, изменяющий правила защиты интеллектуальной собственности дизайнеров модной индустрии. Его обсуждение с участием экспертов прошло сначала в Госдуме, а 14 ноября — на «круглом столе» в пресс-центре «Парламентской газеты». Во время обсуждения парламентарии и эксперты пришли к выводу, что в отрасли есть и другие проблемы развития лёгкой промышленности и индустрии моды в России, которые нужно решать в том числе законодательно. Новый закон призван бороться с плагиатом сезонных коллекций Зампред Комитета Госдумы по контролю и Регламенту Наталья Костенко своим законопроектом предлагает защитить дизайнера от плагиата с того момента, когда он подаст заявку на патент, а не только после его получения. Таким образом модельер будет иметь возможность взыскать компенсацию с тех, кто присвоил его решение в период регистрации. «Даже если дизайнер получит патент не на все образцы своей коллекции, а допустим, на одну из десяти моделей, то после получения патента он сможет защитить свои права на неё, — подать на нарушителей, которые её растиражировали, в суд или договориться о компенсации в досудебном порядке», — рассказала депутат. Патентное право сегодня недостаточно гибкое и не в полной мере защищает от плагиата сезонную продукцию, считает парламентарий. К тому моменту, когда патент на коллекцию, например, осенней обуви, будет выдан (процесс занимает обычно шесть-девять месяцев после подачи заявки, при проведении дополнительных экспертиз — до 20 месяцев), она давно устареет. Проблема охраны произведений с коротким жизненным циклом, к примеру сезонных коллекций одежды, существует, и эти нюансы нужно учитывать законодательно, согласился заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Рафаэль Марданшин. К тому же есть и другая сложность — сами дизайнеры не всегда в курсе, как защитить свои права, поэтому надо максимально помогать им в этих вопросах, считает он. «Очень важно, чтобы те инструменты, которые мы им даём, были понятными, современными и адекватными по срокам», — заявил парламентарий. Сколько стоит защита Проблема плагиата стоит остро, но получение патента — дело слишком затратное, уверена дизайнер Виктория Адреянова. Например, случается, что торговая сеть в течение сезона продаёт одежду дизайнера, тестирует, насколько успешно она реализуется, а в следующем сезоне предлагает покупателям аналогичную одежду, выдавая её за свою. Механизмы защиты от такого плагиата нужны, но вопрос упирается в деньги. «Чтобы всё это запатентовать, у дизайнеров нет бюджетов», — подчеркнула эксперт. Пошлина на регистрацию промышленного образца составляет девять тысяч двести рублей, для льготных категорий — малых и средних предпринимателей — четыре тысячи рублей, рассказала заместитель руководителя Роспатента Любовь Кирий. Но расходы на патент могут быть и больше, так как творческим людям, не знакомым с тонкостями законодательства в сфере интеллектуальной собственности, зачастую приходится прибегать к услугам юристов, патентных поверенных, и выплачивать им вознаграждение за помощь в оформлении регистрации. Поэтому обычно патентуются только самые важные для бренда объекты интеллектуальной собственности, а не каждая коллекция. Дизайнеров волнуют и другие финансовые вопросы, в том числе размер пошлин на ввозимое в страну текстильное сырьё. Из-за налогов ткани оказываются слишком дорогими для отечественного производителя, уверен исполнительный президент Национальной палаты моды Александр Шумский. Минэкономразвития ждёт предложений по этому вопросу, заверили в ведомстве. Об этом заявил начальник отдела инновационных институтов развития Департамента социального развития и инноваций Георгий Котляр. Продвигать отечественный дизайн в регионы Важно стимулировать продвижение отечественного дизайнерского продукта в регионах России, считает Наталья Костенко, так как на сегодняшний день в магазинах нечасто встречается одежда российских дизайнеров. Их действительно немного, потому что им закрыт вход в торговые центры, посетовала президент межрегиональной общественной организации «Деловые люди» Ольга Косец, — всё занято франшизами иностранных или единичных федеральных брендов. Нужно обратить внимание на развитие этой отрасли лёгкой промышленности, потому что она полезна для государства — в первую очередь это новые рабочие места, подчеркнула Костенко. Российские дизайнеры интересны и за рубежом, рассказал Георгий Котляр. При поддержке Минэкономразвития их коллекции ездят на зарубежные выставки, например в Мюнхен и в Шанхай. Чем ещё помочь дизайнерам? На встрече звучали и радикальные предложения по поддержке российских производителей. Например, дизайнер Лариса Калистратова уверена, что единственный способ поддержать отечественных дизайнеров — существенно увеличить пошлины на ввоз готовой одежды из-за границы, что сделало бы её дорогой и невыгодной для покупателей. Это нарушило бы права тех, кто хочет покупать модную одежду зарубежных производителей, возмутился её коллега Игорь Гуляев. Вместо таких жёстких мер он предложил делать в центре городов улицы магазинов, где продавались бы изделия только российских брендов. Такие общие центры, шоу-румы действительно нужны, согласен дизайнер Георгий Ростовщиков, чтобы в одном месте можно было познакомиться с предложениями многих российских дизайнеров. Законопроект о временной правовой охране интеллектуальных прав отечественных производителей одежды, обуви и аксессуаров, внесут в Госдуму в течение месяца, а другие вопросы, которые волнуют дизайнеров, парламентарии будут обсуждать дальше, чтобы выработать возможные направления их поддержки, сказала «Парламентской газете», подводя итоги встречи, Наталья Костенко.

Российских дизайнеров поддержат на государственном уровне
© Парламентская газета