14 ноября 2017, Российская Газета

Для выхода в мир российскому легпрому понадобится цифровизация

На международном форуме моды, проходившем недавно в Петербурге, собрались дизайнеры и модельеры, профессионалы отрасли. Перед пленарным заседанием со сцены спросили: кто из них уже вышел на международные рынки и успешно работает с глобальными магазинами или онлайн-ретейлерами. Руки подняли буквально два человека. По словам экспертов, наши участники отрасли не представляют цифровых механизмов развития этой сферы, которую нельзя игнорировать, если хочешь играть на равных на рынке дизайна одежды и аксессуаров.
Поскольку модная индустрия, как и другие отрасли, неизбежно входит в цифровую индустрию 4.0, встает вопрос о конкуренции не только внутри страны, но и на внешнем контуре. Сегодня доля России в общем объеме легкой промышленности на нашем рынке — всего 20 процентов, основной объем одежды мы завозим. Но чиновники обещают, что теперь господдержка для малых предприятий легпрома станет доступнее, так как показатель в 250 сотрудников уже не является обязательным. У большинства развивающихся производств и дизайнерских мастерских штат гораздо меньше, поэтому они были отрезаны от шанса получить финансовую помощь.
Статс-секретарь министерства промышленности и торговли РФ, заместитель министра Виктор Евтухов рассказал, что главное в индустрии 4.0 — это скорость и логистика, чтобы быстро найти партнера и получить сырье, заключить контракт без долгих юридических процессов.
— Есть масса примеров, когда наш производитель три месяца ищет поставщика, а потом ведет переговоры о поставке. Пока мы отшиваем одну-две коллекции, Китай успевает выпустить 14 коллекций, Европа — 5-6, — рассказал Евтухов.
Сегодня большинство модных домов мира уже переходят на новую бизнес-модель «see now, buy now», когда вещь из коллекции можно купить сразу после показа на подиуме, не ожидая, пока она появится в магазинах. Это отметает традиционное деление на коллекции по сезонам, и теперь продукт должен быть доступен для покупки всегда.
Единственное, что нас пока утешает, — иностранные байеры привыкают к новым дизайнерам не с первого раза, им нужно присмотреться к одежде новых производителей. Так что недостаточно вывезти наших дизайнеров в Париж один раз. Представлять свои коллекции на международных мероприятиях нужно регулярно, и пока нас заметят, у нас еще есть время наверстать отставание.
Чиновники любят говорить о том, как Петербург сделают столицей моды, о подписании соглашений на экономическом форуме, о благоприятных условиях для дизайнеров. По факту — пока в мире нас никто не знает. За исключением разве что «российской нотки» в дизайне, когда несколько лет назад кириллица стала необыкновенно популярной, и к надписям с ее использованием стали прибегать все кому не лень.
Fashion-директор одной из косметических компаний, эксперт в индустрии моды Андрей Бурматиков, представивший на форуме лучшие свои коллекции, честно признался, что эти модели были отшиты в Юго-Восточной Азии. Но, по его словам, сегодня критерием успешности в легропме становится не дешевизна, а производительность труда, что неизбежно дает только цифровизация.
Бурматиков рассказал, как в Иваново создают первую в России швейную «фабрику будущего» со всеми элементами цифровизации. Например, здесь открылся уникальный цех финишных обработок на основе цифровой печати. Здесь удалось достичь себестоимости до 20 процентов ниже, чем в Бангладеш, что дает стимул переносить производство в Россию. В течение ближайших двух лет производительность такой фабрики вырастет со 100 до 400 тысяч изделий в месяц. Также в стране появится первая в России роботизированная фабрика по производству колготок мощностью в миллион штук.
— Как можно увеличить производительность труда, если ткацкий станок почти не изменился с момента изобретения, — говорит эксперт. — Необходима цифровая платформа, чтобы объединить этапы изготовления одежды, стадии технического процесса объединить в 3D-моделировании, создание цифрового макета, исключающего производство опытных образцов для отработки ошибок, так называемых каунтер-сэмплов, — говорит Бурматиков.
Эксперт отрасли Алексей Боровков рассказал, что у России уже появились текстильные роботы по 150 тысяч долларов. А работу с цифровыми двойниками, о которых сегодня говорит вся текстильная промышленность, у нас ведут уже лет десять.
— Так что у нас есть технологический отрыв, — считает он, — чтобы вовремя среагировать на требования к швейному производ-ству. На подходе цифровая модель человека, а будущее — за индивидуальным товаропроизводством, «кастомным» пошивом одежды и обуви, бионическим моделированием и дизайном, когда задаются целевые характеристики изделия под конкретного человека.
Эксперт предсказал тенденцию обратного переноса фабрик по всему миру, так как дешевизна рабочей силы перестанет быть решающим фактором. Тренд смещается в сторону безлюдного производ-ства, а место человека в этой цепочке — в сферах технологий и креатива.
Александру Калошину можно назвать одним из немногих российских дизайнеров, известных за границей и действительно добившихся успеха. После успехов с принтами на ткани своего дизайн-бюро она запустила линию аксесуаров Radical chic. Все удалось, благодаря умению прогнозировать тенденции рынка и грамотно и своевременно «схватывать» новые технологии. Компания ставила задачей выйти на международный рынок, хотя в плане текстильного дизайна лидерство всегда
держали европейцы. Россиянам удалось не только создать свой бренд, но и начать продавать его в 30 странах мира. Следующей целью стало свое производство — теперь они хотят работать на своих машинах, приспособить фабрики под цифровую печать. Пока в России компания делает только 30 процентов продукции.
— Тенденция такова, что небольшие бренды будут легко встраиваться в рынок, люди больше не хотят идти, например, в глобальный H&M, локальные марки и небольшие бренды за рубежом будут представлять интерес для байеров, — говорит дизайнер. — В мире моды большую роль играет точный расчет и аналитика. Поэтому мы организовали свое аналитическое бюро, которое помогает создавать острые и актуальные рисунки, анализируя мировой спрос. Cейчас, с точной техникой, у нас появилась возможность нанесения своих рисунков не только на ткань, но и на другие поверхности.
По словам Калошиной, дизайнерам отводится для разработки рисунка 30 минут. Поскольку это индустриальный дизайн, компания выживет, только если поставит этот процесс на поток и будет выдавать тонны продукции с новыми принтами.
Одной из немногих россий-ских компаний, наладивших сотрудничество с такими интернет-платформами, как Amazon, стал "Военторг". И это пример успешности дизайна, пусть и из массовой серии. Представитель компании на форуме рассказал, что иностранцы на любых выставках готовы с руками оторвать футболки с принтами и коллажами на российскую и военную тематику, последний успешный пример — майки с «вежливыми людьми» и портретами верховного главнокомандующего. Единственная проблема: интернет-магазин не готов вывозить продукцию из России, и сотрудничать приходится только при условии, что компания заведет себе склады в Германии и Франции.
Мнение
Анна Лебсак-Клейманс, генеральный директор Fashion Consulting Group, научный руководитель образовательного центра «Менеджмент и коммуникации в индустрии моды» НИУ ВШЭ:
— Шаг к выходу наших дизайнеров на мировой рынок лежит в распределении труда через цифровые индустрии, начиная с производства волокон ткани, заканчивая дизайном, сборкой модели и маркетингом. Поэтому выходить на рынок им нужно не через дешевую рабочую силу, а через классификацию в сфере высоких технологий. Отсюда другой вопрос — как подготовить таких дизайнеров? Уже начали появляться кросс-дисциплинарные направления в образовании, когда дизайнеры должны понимать big data, маркетологи должны понимать химию производства волокон, а технари — знать законы маркетинга.
Оставить комментарий

Главное по темам

7 правил базового ювелирного гардероба

08:45

15 бьюти-фактов о Каре Делевинь

Вчера, 11:08

Как менялся образ Кельвина Кляйна

18 ноября 2017

Кристен Стюарт провела работу над ошибками

17 ноября 2017

Модники умились сумкам в виде картошки-фри

17 ноября 2017

Видеоновости

Статьи

Дизайнеры порвали Штаты в лоскуты

Американская мода больше не может быть скучной

Умер «целитель» с голосами в голове

Ушел из жизни знаменитый в 1990-е годы «целитель» Аллан Чумак

«Чем чуднее, тем моднее»: как мода стала некрасивой

Почему модники оскорбляют хороший вкус и когда это кончится

«Проиграешь — перестану любить»

Современные дети живут в условиях если не материального изобилия, то уж точно достатка.

Россияне уходят от алиментов

Доля разводов последние годы стабильно превышает половину от заключенных браков. Так, если сопоставить данные Росстата, то окажется, что в 2016 году распалось 61,7% браков (заключено всего 985 тыс. браков…

Фоторепортажи