15 ноября 2017, Собака

Ольга Хорошилова о стиле Маяковского: «Он убегал от бедности, а попал в тренд»

В Театральном музее продолжается выставка «Маяковский от-кутюр: искусство одеваться» — оммаж стилю великого поэта и щеголя. Историк костюма Ольга Хорошилова составила для нас путеводитель по эволюции его образов.
It-man  Так в 1920-е называли привлекательных щеголей, менявших дам как дорогие перчатки и дорогие перчатки — как дам. Маяковский был истинным it-man. Всегда особенный, всегда щеголь в необычных стильных костюмах. И женщины были у его ног. Но русский it-man, в отличие, скажем, от американского, зависел от политической атмосферы в стране. Маяковский, железный рупор эпохи, чувствовал ее как никто. И менялся в угоду ей. При Керенском он еще франтил в старорежимном цилиндре и сюртуке. В пору военного коммунизма одевался по-военному скромно. В эпоху НЭПа позволял себе западное щегольство (вроде кожаных ботинок фирмы Weston), но с оглядкой на власть, а также на модницу-любовницу Лилю Брик. После смерти поэта она увековечила его память и сохранила предметы гардероба, формирующие его стиль: современной публике он интересен не меньше стихов.
Муаровому смокингу Маяковского позавидовал бы сам Хью Хефнер
Желтый галстук
Это был его ответ бедности. В свои прекрасные семнадцать лет Маяковскому было нечего носить. Он ходил в «гнуснейших» блузах, перепоясывался по-мужицки бечевкой. Штаны с пузырями, волосы взъерошены — мастеровой, да и только. Но юный поэт придумал выход: он взял у сестры отрез желтой материи и повязал у ворота. Получился модный художественный бант, который тогда носила артистическая богема. Маяковский убегал от бедности, а попал в тренд. Желтая кофта
На самом деле их было две. Одна — цыплячьего оттенка, вторая — в желто-черную полоску. Маяковский знал, что публике нужен скандал. Скандал — залог успеха. Поэт решил выступать со стихами непременно в ярких нарядах: будет скандал — будет успех. Известно, что материю для полосатой кофты он откопал в московском магазине Цинделя и что ее сшила мать, хотя и не понимала вкусов сына. Когда Маяковский выступал в этих балахонах, публика неистовствовала. Неудивительно, что его кофты превратились в символ раннего Маяковского, а «желтый» стал эпитетом русского футуризма. Радужный денди
Он был им недолго, но успел попасть в газетные новости и мемуары. Маяковский был радужным денди — легко носил самые сложные цвета, не гнушался оттенками женского белья. К примеру, у него был муаровый смокинг — нежно-розовый, панталонного оттенка, с черными отворотами. Такому бы позавидовал сам Хью Хефнер. Поэт носил кумачовый пиджак, алый жилет с темно-красным цветочным узором, пестрые куртки и пестрые банты. В его бумажнике лежали визитки — огромные, с фамилией, напечатанной лимонно-желтыми буквами… И кажется, что поэт Евгений Евтушенко свой петуший стиль придумал, вдохновляясь Маяковским.
Бритый инженер
В 1910-е он был «декадентом». В советские 1920-е стал «инженером из рабочих» — бритым, конкретным, понятным. Этот имидж подсказали Лиля, большевики, само время. Он носил свежие сорочки с галстуком, мешковатые твидовые брюки, кепи. Выступал в хорошо сшитых костюмах, крепких и простых, как его поэтический слог. Внушительным, монументальным, в шерстяном костюме его запечатлел фотограф Родченко. Таким его запомнил XX век. Этот образ Маяковского присутствует в работах художника Георгия Гурьянова и модельера Константина Гончарова, в сценических костюмах Kraftwerk и коллекциях Гоши Рубчинского.
Лилин паж  В 1915 году поэт по уши влюбился в Лилю Брик и возненавидел свой ярмарочный гардероб. Теперь он одевался, двигался и пах так, как хотела его Лиличка. Носил аккуратную мужскую стрижку, помадил волосы, употреблял парфюмы, обзавелся элегантными перстнями и новыми блистательными зубами, искусно выполненными дантистом, Лилиным знакомым. Она баловала своего Волосика — привозила из-за границы добротные пальто, костюмы, сорочки, галстуки, широкополые шляпы. Позже Волосик сам стал много покупать за рубежом. И все было синего, черного, серого и темно-коричневого цветов. Ничего яркого, ничего лишнего. Текст: Ольга ХорошиловаБлагодарим Государственный музей В. В. Маяковского за предоставленные материалы
Оставить комментарий

Главное по темам

Кристен Стюарт провела работу над ошибками

Вчера, 21:44

Модники умились сумкам в виде картошки-фри

Вчера, 19:00

Mansur Gavriel начали делать кошельки

Вчера, 18:57

Dior выпустили новые часы Grand Bal

Вчера, 18:56

Американцы устроят слежку за модниками

Вчера, 14:47

Видеоновости

Статьи

Дизайнеры порвали Штаты в лоскуты

Американская мода больше не может быть скучной

Умер «целитель» с голосами в голове

Ушел из жизни знаменитый в 1990-е годы «целитель» Аллан Чумак

«Чем чуднее, тем моднее»: как мода стала некрасивой

Почему модники оскорбляют хороший вкус и когда это кончится

«Проиграешь — перестану любить»

Современные дети живут в условиях если не материального изобилия, то уж точно достатка.

Россияне уходят от алиментов

Доля разводов последние годы стабильно превышает половину от заключенных браков. Так, если сопоставить данные Росстата, то окажется, что в 2016 году распалось 61,7% браков (заключено всего 985 тыс. браков…

Фоторепортажи