Мода и город. А я иду такая вся…

«Когда есть три вечерних выхода, должно быть и три разных наряда!»- машинально, не задумываясь выпалила я. А ведь собеседник всего лишь предложил вариант бюджетного посещения концертов в разных городах России. И если подумать – вариант не плохой. Долой набитые вещами чемоданы! Покупаешь билет на лоукостер и в самолет берешь только самое необходимое – деньги, телефон и себя. Почему такое предложение в первый момент вызвало у меня внутренний протест? Неужели так принципиально появиться на мероприятии хорошо «упакованной»? На этот вопрос помогла ответить лекция Раисы Первовой – имиджмейкера, преподавателя теории имиджа и практик имидж-консалтинга. Думаю, тема «Мода и город» весьма актуальна для любого жителя мегаполиса. «Сейчас общество становится все более «насыщенным», поэтому коммуникация приобретает различные форматы. И мода – это тоже определенный формат коммуникации. Благодаря костюму и другим аксессуарам мы взаимодействуем друг с другом, — пояснила Раиса Геннадьевна. – Начиная с эпохи Возрождения, моду можно рассматривать именно как явление городское. Итальянский историк – Якоб Буркхардт — объяснял свободу городской жизни становлением индивидуализма. А мода, в его понимании — один из способов проявления индивидуальности. Он писал, что по мере того, как происхождение теряет способность даровать особые привилегии, человеку приходится извлекать максимум из своих личных качеств. Когда падает рейтинг сословностей, люди вынуждены выискивать у себя какие-то особенности. Особенности, которые позволят им быть конкурентоспособными. Историк говорил так: «Хорошие манеры и высшие формы социального взаимодействия стали целями, их преследуют вполне осознанно и артистически. Даже серьезные люди считают, что красивый и уместный наряд — это элемент совершенствования личности». Кадры презентации Р. Первовой. Иными словами, мы, как и люди эпохи Ренессанса, хотим выделиться в толпе? Или хотим все время меняться? «Сейчас действительно есть тенденция к индивидуализации. Но все не так просто. Существует некая проблема индивидуальной выразительности, потому что границы этой выразительности очень расплывчаты. По статистике 70% жителей мегаполиса, просматривающих глянцевые журналы, просто копируют предлагаемые готовые образы. Получается, что люди, сами того не желая, максимально повторяют, дублируют друг друга. А мода – это всегда новизна, она связана с чем-то неожиданным. Лишь 2.5 % потребителей «рождают» новые идеи и готовы тотчас их принять. Большинство же людей поначалу считает свежие тенденции неуместными, дикими фантазиями. Мода «расходится» концентрическими кругами и разные люди принимают ее с разными сроками, — сказала имиджмейкер. — Если сравнивать нынешнюю индустрию с модой прошлых эпох, то сейчас совершенно другие скорости. Все меняется очень быстро и появилось такое понятие, как fast fashion (быстрая мода, прим. авт.). Есть бренды, которые мгновенно выдают подиумные предложения совершенно разных ценовых категорий. И целевая аудитория имеет доступ к различным продуктам сферы моды. В прежние века модные образцы разрабатывались при дворе и совершенно не касались обычных городских жителей, не говоря уже о жителях села. Тогда к выбору одежды подходили исключительно из прикладных функций. Вещи носились до тех пор, пока не разваливались по ниточкам. Сейчас модная индустрия не только дает возможность, но провоцирует нас на постоянное обновление гардероба. С одной стороны, это маркетинговый ход для получения прибыли, с другой – особенность динамики современной жизни и наличия множества социальных ролей. Новое поколение не собирается застревать в какой-то определённой стилистике». Город – это колоссальное богатство и чудовищная бедность, одновременно. Город – территория нестабильности, и это порождает в людях определённую тревожность. Функционал моды — минимизировать уровень тревожности, с помощью проигрывания ролей. Иллюзорно-компенсаторная функция костюма в наше время более чем актуальна. Раиса Первова отметила, что развитие моды неразрывно связано с промышленной революцией, с появлением такого мироустройства, как капитализм. Создавались новые города со своими оживленными центрами. Они становились местом, где можно создавать новые форматы идентичности. Безусловно, мода — очень мощный механизм. Опираясь на него, мы может отследить как изменялось общество и ритуалы публичный пространств. Объясняя связь развития города и моды, лектор приводила множество интересных примеров из истории. Вот что Раиса Геннадьевна рассказала о Лондоне: «В конце 18 века, в Англии появляются образцы новой моды и связано это с классом буржуазии. Землевладельцы делают свой рабочий костюм – костюм для верховой езды – униформой, которая потом распространяется на другие страны и становится деловой одеждой. Сегодня мы воспринимаем ее, как данность. Но именно англичане сформировали этот строгий, суровый стиль. Как выглядело королевское одеяние Людовика XIV? Великолепие цветов, сценический блеск, пурпурная мантия и красные каблуки, которые впоследствии повторил Кристиан Лубутен. Но благодаря Лондону мужчины отказываются от такой одежды. В истории этот шаг был назван «великим мужским отказом». На первый план выходит крой и качество ткани. Вытесняется парча, кружева и бархат — моменты в костюме, которые были обязательны для городских модников предыдущих времен. Мужчины отходят от яркого цвета, украшений, эффектности, и даже от макияжа. Хотя вы знаете, что в эпоху Рококо пудрились абсолютно все». В конце разговора имиджмейкер заметила, что в наши дни появляется множество способов слежки за персоной. Поэтому некоторые люди стремятся не выделиться, а наоборот — скрыться от лишних глаз. Возникает дизайн одежды, которая помогает сохранять анонимность владельца. Вот такие разные у жителей мегаполиса желания и цели. Организаторы мероприятия пообещали, что цикл лекций Ларисы Первовой продолжится и в 2018 году. Если хотите поучаствовать в обсуждении актуальных вопросов, приходите в Муниципальное объединение библиотек.

Мода и город. А я иду такая вся…
© Уральский меридиан