Из грязи к князям: как из обычных гвоздей каблуки стали дорогим удовольствием

Высокий каблук — это не просто красиво, а еще и очень сексуально: на девушек в таких туфлях обращает внимание гораздо больше мужчин, чем на тех, кто идет в кедах или мокасинах. При этом одни медики утверждают, что высокий каблук носить вредно — он отрицательно сказывается на костях и мышцах, другие же убеждены в пользе каблука: он помогает тренировать мышцы таза, а значит, укрепляет женское здоровье. Начиналась же история каблука очень прозаично. Сегодня трудно поверить, что первыми высокие каблуки начали носить... древние землепашцы. На высоте – актеры и пахари Историки не определились со страной, в которой впервые изобрели каблуки. Это был то ли Древний Египет, то ли Древняя Греция. Бесспорным фактом остается одно: прародителями нынешней обуви на каблуках выступили землепашцы. В такой обуви намного легче было передвигаться по рыхлому полю. После разлива Нила почва делалась мягкой и покрывалась слоем ила, и, чтобы сохранять равновесие, работники надевали каблуки: они создавали нужный упор. Древнегреческие актеры использовали своеобразные каблуки — котурны — для обозначения степени знатности того или иного персонажа: чем выше платформа — тем большего уважения заслуживает герой на сцене. А женщины в Древней Греции прикрепляли к своей обуви банальный гвоздь: он оставлял соблазнительный острый след, который должен был указывать путь поклонникам. Так что можно сказать, что шпильку тоже придумали в Древней Греции. Гигиенично и практично Как известно, в средневековой Европе не знали, что такое канализация. Грязь и нечистоты буквально текли рекой по улицам. Чтобы более-менее безопасно передвигаться, горожане были вынуждены изобрести высокие деревянные подошвы, которые крепились к обуви с помощью ремней. Такие подошвы назывались «сабо». Интересно, что подобные приспособления существовали и на Востоке, но служили они там другой цели: их надевали, отправляясь в баню, чтобы уберечь босые ноги от ожога о горячие полы. Жан Эльен Лиотар. «Две турчанки» («Франкская женщина с прислугой»), 1750 год Спрос рождает предложение. И вот в XV веке, поскольку грязь так и продолжала заливать европейские города, умельцы изобрели туфли на высоких платформах – чопины (в Италии их также называли «цокколи» и «пьянелле»). Высота их могла достигать от 14 до 50 сантиметров. Чопины, конец XVI века, экспозиция Музея Штутгарта Успех новой обуви был поразительным, особенно у женщин. Правда, обувшись в такие чопины, женщина должна была передвигаться с помощью специальных слуг, которые их поддерживали. Носили их и мужчины — но у них чопины имели не такую высокую подошву. Власти пытались запретить эту обувь, но ничего не вышло. В Венеции чем выше была платформа, тем более знатной являлась обладательница обувки. Шествовать на полуметровых «ходулях» богатые венецианки могли только поддерживаемые слугами. Цокколи спасали от грязи, в них ноги оставались сухими в наводнения. Но после нескольких печальных инцидентов (дамы часто падали и получали травмы) ношение цокколи в Венеции запретили. В 70-е годы ХХ века эта обувь, которую многие считают самой уродливой в истории моды, получила второе рождение: туфли на платформах и высоких пробковых подошвах очень напоминают чопины эпохи Ренессанса Платформы 1970-х Не только для женщин Неким подобием каблука оснащалась обувь для французских конных офицеров эпохи барокко. Это был уже почти классический каблук, который помогал ноге лучше удерживаться в стремени. Позднее от офицеров моду на каблуки перенял король Людовик XIV — в такой обуви он казался выше ростом. Гиацинт Риго, «Портрет Людовика XIV», 1701 год В начале XVII века французская знать принялась активно осваивать трикотажные чулки, облегающие ногу. Их с удовольствием носили и женщины, и мужчины. С такими чулками отлично смотрелись башмаки, напоминающие современные мужские туфли, только более изысканные, богато украшенные и с довольно высокими каблуками. Жан Оноре Фрагонар «Качели», 1767 год Если говорить о появлении каблука в женской моде, то родоначальницей многие историки называют Екатерину Медичи, жену короля Генриха II. Ей понравились туфли на каблуках, надевая которые ее муж делался выше и стройнее, и она тоже захотела такую обувь. Появившись на балу в изящных туфельках на 7-сантиметровых каблуках, она произвела фурор. Новая мода докатилась до Англии — Мария Тюдор, английская королева невысокого роста, тоже захотела выглядеть более высокой и с радостью приняла возможность «подрасти» с помощью каблуков. «Парадные» женские туфли, середина XVII века В то время назначение туфель четко различалось по цвету: в черной или белой обуви, например, направлялись на прием или на парад, в коричневой гуляли или охотились. Когда каблуками дополнили свою обувь и славяне, они стали шить нарядные сапожки из яркого красного или зеленого сафьяна. Щеголей, ходивших в то время на каблуках, впору пожалеть: супинаторов еще не изобрели, левый и правый башмаки были одинаковыми, и ходить в них было мучительно. Но на что не пойдешь ради красоты и статуса! Женские уличные туфли, конец XVII века Туфли для высокопоставленных лиц шились из дорогой парчи, щедро украшались богатой искусной вышивкой, пряжками и бантами. К 1680 году каблуки сделались настолько тонкими и высокими, что женщинам приходилось ходить, опираясь на прочную трость. Самые высокие каблуки позволялось носить членам королевской семей и знатным придворным. Да здравствует равенство! Женские туфли по последней моде первой половины XVIII века В XVIII веке обувь на каблуках стали носить исключительно женщины, и мода достигла своего абсурда: 10-сантиметровый каблучок делали вогнутым внутрь, чтобы расстояние между носком и пяткой казалось как можно меньше, и ходить в таких туфлях было невозможно, не рискуя сломать себе шею. В таких туфлях стали ходить венецианские модницы вместо цокколи, начало XVIII века Великая Французская революция безжалостно отменила каблуки, объявив их символом социального неравенства. Вслед за француженками женщины других стран все чаще стали выбирать удобные туфли без каблуков, похожие на современные балетки, и были этим весьма довольны: в такой обуви было гораздо легче ходить по вымощенным булыжником узким городским улочкам. И в России в то время многие женщины отказались от неудобных каблуков, перейдя на «стерлядки» - узконосые туфли-тапочки. Обувь на высоком каблуке окончательно вернулась в моду только к середине XIX века. Чарльз Марти Харди, «Перед зеркалом», начало ХХ века Размер имеет значение В ХХ веке за каблук принялись всерьез. Были придуманы самые разные конфигурации, а еще обувь стала удобнее — она повторяла форму стопы, обувщики наконец научились делать разные колодки на правую и левую ногу, придумали еще много всего. Знаменитые туфли, созданные Кристианом Лабутеном. Экспозиция музея обуви BATA в Торонто В 1953 году итальянский обувщик Сальваторе Феррагамо совершил революцию, изобретя «шпильку»: он додумался вставлять внутрь высокого тонкого каблука стальной стержень. ХХ век подарил модницам высоченные платформы, каблуки самых разных форм и размеров. Они могут быть прозрачными, украшенными инкрустацией, драгоценными камнями; мы видим каблуки цельными или резными, самого причудливого дизайна и самой разной высоты. Чудо дизайнерской мысли – прозрачные каблук и платформа Врачи могут сколько угодно уверять, что низкий каблук – высотой два-четыре сантиметра. Сами дизайнеры «низким» каблуком считают сегодня шестисантиметровый; каблук высотой в 8,5 сантиметров уже «средний», и лишь затем начинаются высокие каблуки. Есть в коллекциях многих современных модниц и 15-20-сантиметровые «шпильки» и платформы.

Из грязи к князям: как из обычных гвоздей каблуки стали дорогим удовольствием
© Teleprogramma.pro