Вечерние платья против террора. Дизайнер о трендах европейской моды

Уроженка Краснодара Валерия Держирученко получила степень бакалавра в Школе дизайна одежды Марангони (Istituto Marangoni), которую в свое время окончил легендарный Доменико Дольче (Dolce & Gabbana). И вошла в десятку лучших дизайнеров года по итогам London Graduation Fashion Show. Ее дебютную коллекцию весна-лето 2018 уже показали на Неделе моды в Санкт-Петербурге, а в эти дни представят на подиуме в Милане. Фотографии с показа в Лондоне опубликовал журнал Vogue. Почему мода? Почему Лондон? Были времена, когда Валерия и не думала о дизайне одежды, - 10 лет она занималась бальными танцами, выступала за честь России и завоевывала призовые места на престижных соревнованиях. А потом поняла, что не хочет танцевать всю жизнь. Чему же себя посвятить? На протяжении нескольких лет у девушки было хобби - она своими руками создавала концертные костюмы для собственных выступлений. «Для танцев нужны новые и новые платья, и они должны быть яркими, уникальными, запоминающимися, - говорит Валерия. - У меня, конечно, была своя портниха, но со временем я стала вникать в ее работу, она мне показывала, как делать крой. Да и у моей мамы золотые руки - она очень хорошо шьет». До школы Марангони у Валерии не было никакого профессионального образования в сфере моды, но было огромное желание научиться и фантастическое трудолюбие. И это главные козыри для студента, собирающегося получить западное образование, ведь за рубежом к ученикам иное отношение - педагогам не принято быть няньками. «Моими кумирами были знаменитые дизайнеры Дольче и Габбана, а Доминико Дольче как раз и окончил Istituto Marangoni, поэтому я мечтала учиться именно там, - вспоминает Валерия. - Поступить оказалось на удивление несложно, а вот удержаться на курсе до окончания занятий - задача не из легких». Нянек нет Для российского студента обучение в Марангони, на первый взгляд, может показаться сплошной «халявой». Учиться на бакалавра предстоит три года, а не четыре. В первый год в расписании лишь четыре учебных дня в неделю, во второй - три, а в заключительный - и вовсе не более двух. Посещаемость особенно не проверяют, наоборот, только приветствуют, если студент ходит на выставки, знакомится с коллегами и модными художниками. По мнению западных преподавателей, чем шире кругозор, тем больше новых идей может генерировать ученик. А вот незнание работ коллег-профессионалов считается признаком дурного тона. Но не все так просто, как кажется. За время обучения начинающих дизайнеров обучают всем азам, причем не только кройки и шитья, но и рукоделия - от вышивки гладью и крестиком до вязанья и плетения бисером. По каждой теме делается самостоятельный проект, показывающий, чему студент научился. Со временем из созданных проектов формируется портфолио, по которому о тебе судят работодатели. «Кажется, что времени на выполнение заданий - целый вагон, но на самом деле это не так, поскольку не все идеи оказываются достойными, к тому же, требуется перелопатить очень много информации, а бывают дни, когда в голову вообще ничего не приходит, - рассказывает Валерия Держирученко. - Если же тебе не хватает знаний по какому-то предмету, надо искать соответствующие курсы и проходить их за дополнительную плату». Не справился - будешь исключен. Так, на курс Валерии изначально поступили 100 человек, а до третьего курса продержались лишь 60. Из них отсеяли половину, которой даже не доверили отшить собственную коллекцию одежды. И лишь 10 удостоились возможности показать свои вещи на показе. Требования к студентам были максимальные. К примеру, те, кто все же дошел до создания коллекции одежды, должны были сшить не только платья, но и собственноручно изготовить к ним украшения, обувь и аксессуары. В будущем, если дизайнера возьмут на работу в модный дом, он, конечно, будет работать в паре с сапожнико, закройщиком или ювелиром, а пока нужно научиться делать все самому. «Мне очень нравится, как в Марангони педагоги относятся к студентам. Как к равным! - говорит Валерия Держирученко. - Считается, что процесс обучения двусторонний. Педагог тоже может почерпнуть что-то интересное у своего ученика, ведь все студенты - творческие личности». Платья с рюшами напомнят о войне На интервью Валерия принесла неподьемный кейс со своими зарисовками, из которых и появилась на свет ее дебютная коллекция одежды. Внутри - десятки листов картона с силуэтами костюмов, образцами тканей, фрагментами вышивок и фотографиями с модных показов, которые могут помочь в работе. Большая часть идей из этих листов так никогда и не будет воплощены в реальности, потому что для коллекции требуется два десятка моделей, но отбирают их из не менее чем 100 вариантов. Чтобы взять только самое лучшее. Но главное в коллекции - идея, учат в Istituto Marangoni. Вокруг нее и строится все остальное. 2017 год - время противостояния международному терроризму и российской военной операции против запрещенной группировки ИГ в Сирии - и подсказал Валерии идею. «В новостях мы все время видели события, которые происходят на Ближнем Востоке, и было интересно узнать об этом регионе больше. Особенно жутко было видеть кадры из разрушенных войной городов, взорванные памятники, архитектуру, объекты культурного наследия. Их ведь крайне сложно восстановить, они уже никогда не будут прежними, - говорит Валерия. - И я хотела обратить внимание на эту проблему - решила с помощью текстиля создать такую структуру платья, которая была бы похожа на те разрушенные здания, где какая-то часть фасада сохранилась, а какая-то обнажена и стало видно «тело» - опорные конструкции». И пусть вас не смущает, что специализация Держирученко - вечерние платья. Свои совсем не романтические ощущения от страшных новостейс Ближнего Востока она сумела трансформировать в утонченные женские силуэты. Разрушенная архитектура здесь воплощена в ассиметрии, многослойности, сложных драпировках, смешении плавных и ломаных линий. «Мода - это не просто одежда, которую мы носим, - уверена молодой дизайнер. - Мода должна отражать все то, что происходит в мире вокруг нас, и заставлять людей об этом задуматься». Резиновые сапоги опасны для здоровья? Когда Валерия готовила свою коллекцию, выяснилось, что она предугадала тренд - уже сейчас, до весны, модные магазины завалены всевозможными изделиями с рюшами. На первых позициях - повседневный «люкс», сочетание старины и новизны. «Обидно, что мы шли в одном направлении и кто-то успел раньше, - говорит девушка. - Но я готовила свою коллекцию полгода, а есть дизайнеры, создающие по 4-8 коллекций в год. А в Fast fashion (в переводе с англ. - «быстрая мода») и того чаще - каждую неделю!» Fast fashion - это широко распространенные магазины одежды с демократичными ценами и большим выбором моделей. Чтобы заинтересовать клиентов, им нужно часто обновлять ассортимент. Конечно же, это одежда для повседневной носки, а не «от кутюр» или категории «де люкс». «Такая одежда зачастую не отличается сложностями в фасонах и крое, - говорит дизайнер. - Но главное, что ткани в этом сегменте используются не натуральные и по большей части невысокого качества. Есть такие материалы, которые в окружающей среде не утилизируются. Я бы не рекомендовала носить их каждый день - это может нанести вред здоровью. К примеру, в популярных сегодня резиновых сапогах ноги быстро потеют, что служит благоприятной средой для размножения болезнетворных бактерий». Пока дебютную коллекцию Валерии оценивают в Милане, девушка думает о следующей. Идея уже есть - загрязнение водоемов. Как эта сложная тема воплотится в фасонах элегантных вечерних платьев, покажет время. Зато у каждой модницы появится повод задуматься об экологии.

Вечерние платья против террора. Дизайнер о трендах европейской моды
© АиФ – Юг